На любом канале могут появиться едкие комментаторы, которые любят переходить на личности, писать гадости, слать проклятия. Такая необоснованная агрессия больно задевает и злит. Непонятно, что делать: отвечать каждому, игнорировать, блокировать? А как при этом не принимать все близко к сердцу и не впасть в депрессию? Вместе с психологами Полиной Гофман и Артуром Тищуком разбираемся, как реагировать на злобные комментарии и не переживать из-за хейтеров.
Этот материал мы выпустили в поддержку акции VK по борьбе с кибербуллингом. Весь ноябрь VK призывает рассказывать о своем опыте с хештегом #неткибербуллингу и ставить эмодзи 💛 на своих страницах: желтое сердце — символ борьбы с агрессией в сети.
Мне дают непрошеные советы, с которыми я не согласен
Иногда в комментариях собирается целый консилиум с непрошеными советами, которые могут совершенно не подходить вам. Например, вы сторонник доказательной медицины, а комментаторы настаивают на традиционных методах и болезненно воспринимают ваше несогласие.
Что делать в такой ситуации:
- Поблагодарить за мнение. Вы можете ответить только на то, что кажется обоснованным, и проигнорировать часть комментария, с которым вы не согласны.
- Обозначить границы. Напишите отдельный материал о том, как проходит общение на вашем канале, нужны ли вам советы и что делать, если читателю хочется поделиться обратной связью. Если такие ситуации происходят нечасто, можно просто ответить в комментариях.
Не стоит доказывать читателю, что он не прав, или пытаться поддеть в ответ. Так вы можете превратить нейтрального комментатора в озлобленного.
Меня оскорбляют, пишут гадости и шутки с подтекстом
Некоторые комментаторы переходят на личности и стараются задеть автора. Они отпускают замечания по поводу внешности, умственных способностей блогера или используют ругательства в отношении его близких.
Что делать в такой ситуации:
- Игнорировать. Вы не обязаны отвечать на едкие комментарии. Часто хейтеры хотят вступить с вами в спор, поэтому просто не давайте им такую возможность. Также ваши особенно преданные подписчики могут заступиться за вас и ответить грубияну.
- Удалить комментарии и заблокировать пользователя. В Студии Дзена есть возможность удалить все комментарии пользователя и заблокировать его. В ответе на комментарий вы можете указать причину, по которой удалили сообщение, чтобы другие подписчики понимали ваше решение.
Чего не стоит делать:
- Отвечать сразу после прочтения комментария. Когда вы только прочитали сообщение, вас могут обуревать сильные эмоции — снижается самоконтроль. В таком состоянии вы можете написать то, о чем будете жалеть, когда успокоитесь.
- Отвечать грубостью. Гнев — нормальная реакция, когда вас обижают. Но грубость может породить в ответ еще больше негатива. Часто хейтеры подпитываются эмоциями других людей, им нравится провоцировать и спорить, их цель — вывести вас из себя.
Меня критикуют по делу, но в грубой форме
Иногда комментаторы пишут справедливые замечания, но делают это в оскорбительной манере. Например, они пишут, что автор дурак, потому что сделал очевидную грамматическую ошибку, или утверждают, что текст невозможно читать.
Что делать в такой ситуации:
- Поблагодарить и пошутить в ответ. Критика помогает увидеть ошибки и понять, что именно не нравится читателям. Вы можете сказать спасибо комментатору за мнение и отшутиться в ответ, чтобы разрядить обстановку.
- Направить диалог в конструктивное русло. Задайте уточняющие вопросы — например, что именно не понравилось комментатору, почему он так считает. А еще можно сообщить о своих чувствах — например, что вас задевает грубая форма комментария.
Психолог Артур Тищук: Если комментарий по делу, но грубый, можно поделиться своими чувствами. Например, если комментатор резко высказался о качестве изображений в вашей статье, можно ответить: «Было, конечно, немного обидно читать ваше сообщение в такой форме, но спасибо за вашу обратную связь».
Не стоит делать замечания комментатору. Возможно, он не умеет или не хочет вежливо общаться и давать критику конструктивно. Вы не обязаны перевоспитывать его и объяснять, как правильно давать обратную связь.
Пользователи спорят между собой и оскорбляют друг друга
Иногда комментаторы устраивают споры между собой на отвлеченные темы. Хорошо, если они в итоге договорятся и разойдутся с миром. Но иногда споры перерастают в настоящие баталии и становятся агрессивными.
Что делать в такой ситуации:
- Модерировать комментарии. Если пользователи переходят на личности, то напомните им правила общения на вашем канале. Если комментаторы начинают оскорблять друг друга, вы можете заблокировать пользователей и удалить комментарии.
- Не обращать внимания. Чем больше комментариев под вашим контентом, тем лучше охваты. Поэтому комментаторы, сами того не подозревая, продвигают ваш канал.
Не пытайтесь помирить пользователей. Некоторые комментаторы приходят на канал, чтобы поспорить с кем-нибудь и слить негатив. Если вы постараетесь наладить общение между спорящими, то обратите весь гнев на себя.
Как не расстраиваться от негативных комментариев: 5 советов психологов
Совет 1: помните, что ядовитые комментарии характеризуют не вас, а самого комментатора. Что бы ни писали люди, они пишут о себе, о том, что у них болит. Возможно, человек не справляется со своими проблемами, а комментарии в интернете позволяют ему анонимно и безнаказанно выплескивать эмоции.
Полина Гофман, психолог: Автор негативного комментария выдает свое слабое место, он транслирует: «Меня это настолько беспокоит, что не могу сдержаться» или «Почему ты себе это позволяешь, а я не могу?» Он пишет про себя, а не про вас.
Совет 2: подумайте, что именно вас задело. Критика незнакомых людей ранит, потому что это где-то уже было: человек приобрел чувствительность к такой нездоровой критике и оценке, к обесцениванию. Как правило, это люди, которые росли и воспитывались в обесценивающем критикующем фоне.
Артур Тищук: Чтобы разобраться с этим, важно вспоминать: а кто еще так говорил со мной? Может, в детстве вас стыдили или обижали родители и вам было больно. И теперь любая критика возвращает вас в детское состояние беззащитности.
Совет 3: дайте волю эмоциям. Вы имеете право злиться, впадать в ярость, обижаться. Главное — не совершайте никаких действий, пока вас одолевают сильные эмоции. Дайте себе время на то, чтобы успокоиться и остыть. Например, отвлекитесь на другие дела и вернитесь к комментарию через полчаса.
Артур Тищук: Чтобы справиться с переживаниями, есть только один способ — это прожить их, то есть отзлиться или поплакать, а не держать все в себе. Например, если охватывает стыд, можно позвонить друзьям и пожаловаться: «Представьте, мне кто-то написал такую гадость». Скорее всего, они вас поддержат и скажут, что вы молодец, а комментатор просто ничего не понимает.
Совет 4: защищайте свои границы. Вы имеете право удалять комментарии или блокировать подписчиков, если они причиняют вам дискомфорт. Ваш блог — это ваш дом, в котором вы устанавливаете свои правила и можете поддерживать порядок без чувства вины.
Артур Тищук: Решите, какое сообщество вы хотите построить: каких людей вы ждете в блоге, как они изъясняются и о чем говорят? Например, если вы пишете на остросоциальные темы и вам нравится наблюдать за спорами, то агрессивные комментаторы будут частью вашего комьюнити, их можно не блокировать. Если же вы строите экологичное сообщество — смело удаляйте грубиянов.
Совет 5: помните, что вы несете ответственность за свои чувства, но не можете отвечать за других. Выход в публичное поле — это смело. Транслировать свои идеи непросто, кто-то может быть с ними не согласен, и это нормально.
Полина Гофман: Хейтеры реагируют на то, что не понимают или запрещают себе. А еще они болезненно воспринимают альтернативное мнение, ведь оно означает угрозу их устоям. Чтобы обезопасить свой внутренний мир, они нападают, например пишут ядовитый комментарий.