Берестяные грамоты – это уникальное сокровище древнерусской литературы. Они были обнаружены совсем недавно – 26 июля 1951 года, экспедицией археологов в Новгороде во главе с одним из основоположников изучения археологии Древней Руси А. В. Арциховским.
О датировке берестяных грамот можно сказать следующее: самая древняя относится к первой половине XI века, а самая поздняя – ко второй половине XV-го.
Большинство берестяных грамот были написаны на древнерусском языке. Однако встречаются и тексты на церковнославянском, карельском и других языках.
Больше всего грамот было найдено на территории Новгорода, однако их находили и в других городах. К примеру, Старая Руса, Смоленск, Торжок, Псков и др. Несколько грамот было обнаружено на территориях современных Украины и Белоруссии.
В основном они содержали в себе документы, которые связаны с землевладением, но есть и военная, политическая, учебная и другие темы. Встречаются и документы, связанные с торговлей. Они отражают связь древнего Новгорода со многими городами и поселениями Руси.
Безусловно, были тексты, посвященные церковной жизни. К примеру, одна из берестяных грамот упоминает недавно прославленных страстотерпцев Бориса и Глеба. Содержатся и «календарные записи основных праздников в грамотах 70-х гг. XI в.». Присутствует также и переписка архиерейских чиновников.
Как смогли сохраниться древние грамоты до нашего времени? До этих раскопок были известны только русские берестяные рукописи XVII, XVIII и XIX вв.: «Но в этот период на бересте писали чернилами… береста подобно другим растительным веществам, сохраняется в земле в двух случаях: если очень сухо и если очень сыро. В Новгороде сыро, и чернила должны сохраняться там плохо. Именно поэтому, между прочим, мало вероятны открытие при раскопках пергаментных грамот… Что же касается найденных грамот, то надписи на бересте наносились процарапыванием, что обеспечило им значительно большую сохранность».
О том, чем наносили букву на бересту, А. В. Арциховский пишет: «Они нанесены костяными орудиями (железные были бы слишком остры, деревянные недостаточно остры; медные были бы возможны)… Это изогнутый заостренный книзу костяной стержень, отполированный до блеска, с отверстием вверху, позволявшим привешивать его к поясу».
Берестяные грамоты уникальны еще и тем, что их обнаружение опровергло представление науки «о путях восточнославянского расселения; о происхождении Новгорода; и об образовании древнерусского государства».
Стоит упомянуть и филологический аспект. Грамоты дали важнейший материал о развитии древнерусского языка – сведения по синтаксису, морфологии, фонетике и др. Были обнаружены древнерусские имена, которые раньше ученые не встречали: « Вопреки традиционным представлениям о развитии древнерусского языка от единого к диалектам по берестяным грамотам «устанавливается существование противоположного процесса – максимальное число диалектных особенностей содержится в новгородских берестяных грамотах раннего периода (XI-XII вв.)».
Обратимся и к творчеству мальчика Онфима. Экспедиция А. В. Арциховского нашла несколько берестяных грамот этого юноши. Так, на одной из грамот (берестяная грамота №199) мальчик выполнял упражнение – писал азбуку.
Мальчика Онфима также можно назвать художником. Сохранились изображения, которые можно назвать одними из самых древних детских рисунков: «Всякий маленький мальчик, когда ему надоедает писать, начинает рисовать. Так бывает теперь, так было и в средние века».
К примеру, на прориси грамоты №200 он нарисовал самого себя на лошади. Вероятно, как и все мальчики, Онфим мечтал стать воином и поэтому изобразил свои будущие военные подвиги. На этой грамоте, кроме рисунка, мы можем наблюдать алфавит и подпись самого Онфима.
Любопытно и само имя мальчика Онфим. В православных святцах значится Анфим. Начальная буква о свидетельствует о новгородском произношении имени.
На примере берестяных грамот и, в частности, мальчика Онфима, следует сказать о развитии и распространении грамотности на Руси. С помощью азбуки обучались письму и чтению, а грамотность средневековой Руси развивалась не только в городе, но и в сельской местности.
Когда-то береста была доступным дешевым материалом для письма, но с массовым внедрением бумаги на Руси берестяное письмо начало исчезать.
Таким образом, берестяные грамоты – это уникальные древние литературные памятники, которые помогают нам лучше понять историю нашей страны, историю развития языка и историю человеческих взаимоотношений.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил Валерий Кузьменчук.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»