Найти в Дзене
BFM.ru

Планета в форме мяча: почему ЧМ по футболу остаются столь важными для человечества? Комментарий Семена Новопрудского

   Семен Новопрудский.Татьяна Фролова
Семен Новопрудский.Татьяна Фролова

20 ноября, почти сразу после окончания саммита большой, но беспомощной «двадцатки» на сказочном Бали, в чуть менее сказочном и очень молодом (ему всего 51 год) государстве Катар стартует 22-й чемпионат мира по футболу.

Футбольные чемпионаты мира по упоминаниям в СМИ и соцсетях, количеству постов и лайков, а главное — по размеру аудитории остаются главным и самым популярным зрелищем во всех видах человеческой деятельности. Их всегда так или иначе смотрят не менее 1 млрд, а то и 1,5 млрд человек. То есть практически каждый восьмой (нас на планете с 15 ноября официально 8 млрд) житель Земли.

Любой чемпионат мира по футболу — грандиозное экономическое, социальное, политическое и культурное событие, а не только спортивное. Чемпионат мира в Катаре особенный по нескольким причинам.

Во-первых, впервые в истории (а первый мундиаль проходил 92 года назад) он проводится зимой, а не летом, хотя на стадионах установлены кондиционеры. Все дело в невероятно сухом и жарком климате. Мне однажды летом довелось быть пролетом в столице Катара Дохе.

Хотя я родился и долго жил в Ташкенте, а потому хорошо знал по себе, что такое плюс 46 в тени, ничего подобного ощущениям от плюс 35 градусов в аэропорту Дохи не испытывал. Табло показывало невообразимую влажность воздуха…1%. После каждого вдоха казалось, что глотаешь ртом воздух из включенного фена. Как в таких условиях играть в футбол и вообще бегать, уму непостижимо. Возможно, зимой и при включенных прямо на стадионах кондиционерах будет чуть легче.

Во-вторых, это, по всей видимости, самое дорогое однократное мероприятие в истории человечества. По оценкам американской консалтинговой компании Front Office Sports, специализирующейся на финансировании спортивных мероприятий, Катар потратил на подготовку к первенству мира порядка 220 млрд долларов. Это всего лишь чуть меньше годового бюджета Бельгии, Швеции или Швейцарии — далеко не самых бедных стран мира, входящих по этому показателю в топ-20 государств мира.

Для Катара, страны с населением чуть больше 3 млн человек (меньше четверти Москвы), это грандиозный бизнес-проект. С нуля построены не только семь из восьми стадионов в пяти городах, где пройдут матчи. Власти вписали чемпионат мира в глобальный инвестиционный проект Qatar National Vision 2030.

К мундиалю построены новый международный аэропорт, новый метрополитен в Дохе, сеть новых дорог, около 100 отелей. В Катаре понимают, что вряд ли когда-нибудь «отобьют» эти грандиозные затраты. Но уверены, что статус одной из главных газовых держав мира (наряду с Россией и Алжиром) позволяет использовать мировое первенство как глобальный инфраструктурный проект для развития страны на ближайшие десятилетия. А заработать можно будет на туризме и торговле газом.

В-третьих, это чемпионат мира, пожалуй, в самой нефутбольной стране за всю историю их проведения. Она до сих пор ни разу не попадала в финальную часть мировых первенств. Правда, 41 год назад Катар сенсационно выиграл серебряные медали молодежного чемпионате мира среди сборных до 20 лет.

Ни один чемпионат мира не обходится без политических и околополитических скандалов. Сейчас Катар обвиняют в жестоком обращении с иностранными мигрантами, которые строили стадионы. И даже в гибели тысяч таких рабочих из намного более бедных Индии, Пакистана, Непала, Бангладеш и Шри-Ланки. Сборную Туниса предлагали отстранить от участия в чемпионате из-за вмешательства государства в дела национальной федерации футбола. В Иране власти давят на главного тренера сборной португальца Карлуша Кейруша, чтобы он не включал в заявку футболистов, которые поддерживают протесты против режима аятолл. Среди таких «диссидентов» — бывший футболист питерского «Зенита», а ныне леверкузенского «Байера» Сердар Азмун.

Что касается чисто спортивной стороны дела, главными претендентами на чемпионство считаются Бразилия и Аргентина. До сих пор почти всегда чемпионат выигрывала команда с того континента, где проходил турнир. В Европе побеждали европейские сборные, в Америке — южноамериканские. Исключением стал лишь 2014 год, когда на турнире в Бразилии чемпионом стала Германия. Азиатские сборные гораздо слабее и пока не могут претендовать на победу в мундиалях. Но и чемпионаты мира в Азии до Катара проходили всего один раз: в Японии и Южной Корее в 2002 году. И тогда победила Бразилия.

Нет сомнений, что, несмотря на волны критики — политической, социальной, чисто футбольной (тренеры клубов в ужасе от чемпионата мира зимой, посреди клубного сезона в Европе), мундиаль в Катаре станет одним из самых важных событий уходящего трагичного 2022 года. И точно одним из самых жизнеутверждающих.

Главная причина гиперпопулярности чемпионатов мира по футболу очень проста. Миллиарды людей на планете искренне любят эту игру с мячом и на время матчей забывают о политических, социальных, экономических, социальных противоречиях. Для болельщиков в этот момент нет «дружественных» и «недружественных» государств, хотя всегда есть «свои» и «чужие». Чемпионаты мира по футболу — редкая для раздираемого противоречиями и войнами человечества возможность на месяц, пока проходит турнир, почувствовать себя единым целым, причастным к общей игре. Лучше футбол, чем конфликты.