Найти тему
Музей истории религии

Музей. Начало

15 ноября 1932 года в здании Казанского собора в Ленинграде торжественно открылся Музей истории религии (МИР). В отличие от существовавших в те годы в разных городах так называемых антирелигиозных музеев (Ленинградский антирелигиозный музей работал с 1929 по 1932 г.), Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен, включая рассмотрение эволюции религиозных представлений и культов, места религии в духовной культуре раз­личных эпох, психологического аспекта религиозной веры, религиоз­но-общественных движений, процессов секуляризации, религиозного искусства и т.п. На протяжении десятилетий музейные сотрудники, не только создавали экспозиции и выставки, не только хранили (часто спасая от уничтожения) многие памятники религиозной культуры, но и вели систематическую исследовательскую работу по их изучению.

В нашей статье мы поговорим о том, что предшествовало открытию музея, кто стоял у его истоков и как происходило формирование собрания музея.

Все началось с Антирелигиозной выставки…

В 1928 г. отечественный этнограф, лингвист и исследователь шаманизма В.Г. Богораз инициировал проведение в Ленинграде выставки, посвященной верованиям народов мира. На основе подлинных предметов из коллекции Музея антропологии и этнографии АН СССР (Кунсткамеры) планировалось показать типы и эволюцию религии. Необходимость сочетать научные интересы с идеологическими требованиями 1930-х гг. привела к тому, что выставка стала называться «Антирелигиозной», а ее открытие 15 апреля 1930 г. в бывших покоях Александра II в Зимнем дворце было приурочено к 5-летию Союза воинствующих безбожников.

Вход на выставку осуществлялся через Адмиралтейский подъезд. На первом этаже располагался зал, посвященный происхождению Вселенной, Земли и человека. Широкая лестница вела на второй этаж. Вдоль нее вместо старинных гобеленов были размещены антирелигиозные плакаты. Наверху располагались залы, в которых рассказывалось о возникновении религии, политеистических верованиях древности, экспонировались коллекции по буддизму, иудаизму, исламу и христианству. Отдельные разделы образовывали темы «Искусство на службе религии» и «Церковь и классовая борьба».

-2

В создании выставки активное участие принимал историк и этнограф Е.Г. Кагаров (написавший путеводитель по выставке), молодые исследователи Н.Г. Шпринцин, И.М. Пульнер и др. Опираясь на сравнительно-этнографический подход в изучении религии, ее авторы выстраивали тематические ряды. Так, например, головной убор сибирского шамана соседствовал с изображением «шамана» эпохи палеолита с рогами на голове, библейскими пророками в «рогатых шапках», индийскими «рогатыми» божествами. Внимание посетителей привлекала галерея служителей культа от колдуна южно-американских индейцев до восседающего на престоле папы римского, где иудейский раввин и мусульманский мулла соседствовали с православным епископом.

-3

Выставка изобиловала произведениями религиозного искусства и предметами религиозного культа народов мира, имела звуковое сопровождение: транслировались записанные на граммофонных пластинках звуки шаманского камлания и церковной анафемы. За время работы ее посетило чуть менее 20 000 человек. И если верующие посетители в порыве возмущения грозили «выставку взорвать», «активисты-безбожники» обвиняли ее в «пропаганде мракобесия».

7 сентября 1930 г. Президиум АН СССР удовлетворил просьбу Центрального Совета Союза воинствующих безбожников о превращении Антирелигиозной выставки в постоянный музей истории религии при Академии наук. Его создание было оформлено Постановление Президиума ЦИК СССР от 13 мая 1931 г.

Из воспоминаний В.Г. Богораз-Тана - «Мы брали из наших коллекций щедрой рукой самое дорогое и лучшее, что было: уникальные предметы из Индии, Китая и Африки, шаманские уборы из Камчатки, из Чукотской земли, античные мраморы, золото, кость, эмаль. Выставка должна говорить вещами».

-4

Формирование коллекции

Создание Музея и подготовка к его открытию были сопряжены с решением нескольких важных задач. Для успешного функционирования музей должен был обрести постоянное место прописки, сформировать команду квалифицированных сотрудников – специалистов в различных областях науки о религии, выработать методические принципы построения экспозиции, собрать коллекцию музейных предметов.

-5

Если в момент открытия вещевой фонд музея насчитывал 847 единицы хранения, из которых 339 составляли фотографии, а 50 - макеты и диаграммы, то уже в 1937 г. в постоянной экспозиции было представлено более 3 000 предметов, а в 1939 г. - более 5 000 предметов. Пополнение коллекции шло несколькими путями. Так, например, предметы религиозного искусства и культа поступали из крупнейших собраний страны: Государственного Эрмитажа, Государственного русского музея, Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера), Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музея Академии художеств, Государственного антирелигиозного музея -бывшего Исаакиевского собора (музей закрыт в 1938 г.), Библиотеки Академии наук, Институт Востоковедения АН СССР, Ленинградского историко-лингвистического института, хранилищ Ленинградского отделения Государственного музейного фонда. Одновременно в Музее сложилась практика заказа произведений на заданную тему молодым ленинградским художникам. Велась закупка у частных лиц, среди которых были известные коллекционеры, писатели, художники, ученые (Н.В. Романченко, Н.А. Мезенцев, Д.И. Хармс, Г.И. Гидони, В.М. Алексеев и др.). Тогда же, в 1930-х гг., организуются первые собирательские экспедиции и командировки. В марте 1933 г. художник музея Н.А. Варыпаева в целях собирания материалов для экспозиции «Ислам» была направлена в Узбекистан, а художник-реставратор и буддийский лама Осор Будаев отправился в Бурятию для сбора предметов буддийского культа. В 1930-х годах сотрудниками музея была развернута работа по спасению от уничтожения предметов религиозного назначения и памятников церковного искусства. В 1940 г. музею удалось добиться «права первоочередного отбора» предметов из подлежащих закрытию культовых сооружений. К сожалению, на местах это распоряжение не всегда исполнялось.

-6

Тем не менее уже к 1939 г. музейное собрание насчитывало десятки тысяч подлинных экспонатов, включая старообрядческое литье, рисованные лубочные картины, книги; китайский благопожелательный лубок; православные иконы; буддийские танки и скульптуру; произведения русской и западноевропейской живописи и графики; церковное шитье и облачения священнослужителей различных религий; советский антирелигиозный плакат; предметы культа и личного благочестия; археологические и этнографические памятники.