78 подписчиков

Четыре эры или куда развивается управление знаниями

В одной из социальных сетей наткнулся недавно на развитие идей Нэнси Диксон по управлению знаниями. От трех эр управления знаниями к четырем.

Суть этих эр достаточно простая:

  1. 1995 год. Управление явными знаниями. По сути, речь идет об управлении информацией. «Знаю, что». Стандартные операционные процедуры, базы знаний, таксономия и прочее. Выбор инструментов очень большой. Уверен, что у каждой компании они свои, при этом мало кто связывает их с именно с управлением знаниями.
  2. 2000 год. Управление неявными знаниями. У Нэнси описывается как обмен знаниями в сообществах, группах и проектах для улучшения групповой продуктивности. Другими словами – управление опытом. Выбор инструментов тоже понятный. Например, про разбор полетов точно слышали почти все, хоть и не все его применяли. А вот те же заседания научно-технического совета или его зарубежный (почти) аналог – коллегиальная оценка проекта – уже более специализированные подходы.
  3. 2010 год. Управление коллективными знаниями. Или управление идеями. Интересно, что у нас в стране информационные решения по управлению идеями появились немного раньше 2010 года, отмеченного Нэнси Диксон. В «более поздней версии» эта эра называется уже «взаимодействием». Collaboration в английской версии.
  4. 2020 год. И, наконец, четвертой эрой называется управление созданием знаний, или создание смысла. И вот как раз креативность – это то самое, что у многих на слуху, но пока почти никем не упаковано. Как раз Нэнси Диксон и пытается это сделать в своих публикациях, но работы впереди еще много.
По материалам Нэнси Диксон. Ее сайт: https://www.commonknowledge.org/
По материалам Нэнси Диксон. Ее сайт: https://www.commonknowledge.org/

Отличная визуализация, которая как раз показывает, что управление знаниями сегодня – это как раз про вот эти вот все четыре эры вместе взятые. И если управление явными или неявными знаниями можно отнести к конкретной компании, то «взаимодействие» толкает нас за границы компаний и отдельных стран. А креативность, к слову, еще только предстоит «упаковать» в более-менее стройную концепцию. И в ней, - мое глубокое мнение, - должно быть встроено в том числе и управление личными или персональными знаниями. Ведь тот же самый цеттелькастен – это элемент управления персональными знаниями, позволяющий создавать что-то новое.

Вспоминаю свою собственную трансформацию понимания управления знаниями. Когда на старте я читал про «экспертные системы» и разного рода успешное применение баз знаний, реакцией была известная фраза: «Мели, Емеля, твоя неделя». Когда мы запускали первые профессиональные сообщества, увидели отдачу от них, познакомились с зарубежными коллегами, - я долгое время считал именно «это» тем, что заслуживает внимания, т.к. позволяет быстро получить отдачу. Совместная работа – уже «чуточку» сложнее. Пожалуй, самое близкое к ней – это пресловутая экосистема инноваций, которую мы пытаемся построить уже достаточно давно, и, по мнению авторитетных исследователей, наконец-то достигли дна в своих усилиях. А вот креатив – пока еще на уровне «танцев с бубнами». Иначе как объяснить волну персональных коучей, попытки продаж «майнд фитнеса» и многие прочие новые веяния. Безусловно, каждый такой инструмент имеет право на существование, но отсутствие системы или встраивания его в систему, может привести совсем не к тем результатам, ради которых их пытались использовать.

Поэтому нам пока есть, что развивать, в области управления знаниями. Думаю, еще на многие годы.