Конституционный Суд вынес постановление, которым ограничил срок действия запрета на представительство в суде лица, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора о признании его виновным в умышленном преступлении, сообщает «Адвокатская газета».
11 июня 2021 г. Раздольненский районный суд Республики Крым вернул истцу исковое заявление, поданное Сергеем Шалавиным в качестве представителя К. к администрации Зиминского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении факта принятия наследства и о признании права собственности на жилой дом и земельный участок. Суд указал, что статус адвоката Сергея Шалавина был прекращен 11 августа 2005 г. на основании подп. 4 п. 1 ст. 17 Закона об адвокатуре, то есть в связи со вступлением в законную силу приговора о признании его виновным в умышленном преступлении, а потому в силу абз. 2 п. 3 той же статьи он не вправе быть представителем в суде, за исключением участия в процессе в качестве законного представителя. Верховный Суд Республики Крым оставил определение без изменения.
Сергей Шалавин подал жалобу в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, но он оставил жалобу без удовлетворения. Судья ВС РФ отказал в передаче жалобы в Суд.
Так как статус адвоката Сергея Шалавина был прекращен 11 августа 2005 г. в связи со вступлением в законную силу приговора, а абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре вступил в силу 1 марта 2021 г., мужчина обратился в Конституционный Суд. Он посчитал, что абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре не соответствует Конституции в той мере, в какой позволяет суду не допускать в процесс в качестве представителя лицо, чей статус адвоката прекращен до даты вступления в силу данного законоположения – 1 марта 2021 г.
Конституционный Суд обратил внимание, что Закон об адвокатуре и Закон от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ, которым введен запрет на осуществление судебного представительства для лица, чей адвокатский статус прекращен в связи со вступлением в законную силу приговора о признании его виновным в умышленном преступлении, не содержат каких-либо положений, прямо определяющих временные пределы действия данного запрета.
Для лиц, осужденных за умышленное преступление, допуск к квалификационному экзамену на приобретение статуса адвоката возможен после погашения или снятия судимости (подп. 2 п. 2 и п. 3 ст. 9 Закона об адвокатуре). Следовательно, действующее регулирование позволяет им преодолеть рассматриваемый запрет через приобретение статуса адвоката вновь. Вместе с тем отсутствие срока его действия, даже несмотря на гипотетическую возможность его преодоления указанным способом, существенно ограничивает право этих лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду.
«Бессрочный запрет на осуществление судебного представительства серьезно влияет на возможность для лица трудоустроиться по юридической специальности, поскольку такой специалист в отсутствие у него права быть представителем в суде объективно не может рассчитывать на высокую востребованность на рынке труда, на занятие профессиональной деятельностью на равных условиях с иными лицами», – указал КС.
Вице-президент ФПА Олег Баулин отметил, что Федеральная палата адвокатов готовила позицию по обращению Сергея Шалавина и выразила мнение, аналогичное выводам Конституционного Суда.
По мнению Олега Баулина, сам по себе запрет на осуществление судебного представительства лицу, статус адвоката которого прекращен в связи со вступлением в законную силу обвинительного приговора, правомерен и неконституционным не является. «Однако в такой же степени очевидно, что ни одно неблагоприятное последствие совершения преступления не может быть бессрочным, что Конституционный Суд и закрепил в выводах Постановления от 10 ноября 2022 г.», – отметил вице-президент ФПА.
В качестве минимального возможного срока, в течение которого до установления законодательного регулирования сохраняется запрет на представительство, Конституционный Суд указал на установленный п. 7 ст. 18 КПЭА пятилетний период, в течение которого лицо, лишенное статуса адвоката, не допускается к сдаче квалификационного экзамена.
«Таким образом, лица, статус адвоката которых прекращен в связи со вступлением в силу приговора суда, по истечении срока судимости, но не ранее пяти лет с момента прекращения статуса могут быть допущены к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката в обычном порядке», – заключил он.