Преподобная Арсения Усть-Медведицкая (1833-1905), в миру Анна Себрякова, - игумения Усть-Медведицкого Преображенского монастыря в Волгоградской области, молитвенница, подвижница, автор духовных записок, писем. Пожалуй, это единственная женщина-святая, которую иконописцы изображают с храмом на руках. А как она его держит – посмотрите! Величественно, бережно, гордясь своей необычной ношей. Ведь для игумении Арсении этот храм в честь иконы Божией Матери стал храмом ее души, смыслом жизни.
И свой самый первый шаг к заветной цели Арсения сделала совсем юной – ей было всего-то 16 лет. Вместо того, чтобы готовиться к свадьбе с молодым и красивым женихом, она объявила о своем желании посвятить свою жизнь Господу и стать монахиней.
Между тем её отец, знаменитый генерал Михаил Васильевич Серебряков, был не только состоятельным человеком, но и весьма авторитетным. В молодости, в Прусскую компанию, он командовал казачьим полком. За храбрость в 1762 году императрица Екатерина II возвела его в армейские полковники. В 1767 году участвовал в Турецкой войне. Имея чин штаб-ротмистра, служил войсковым казначеем, асессором войсковой канцелярии, одновременно являясь еще и почетным смотрителем Усть-Медведицкого окружного училища, войсковым дворянским депутатом
И при таком-то папеньке дочка все-таки сделала выбор в пользу монастыря. Может быть, дома ей плохо жилось? С ней грубо обращались, лишая родительского тепла и любви?
Так нет же – как раз наоборот. Несмотря на свои грозные титулы, отец Арсении был человеком с пониманием. Он дал дочке достойное образование, наняв для нее лучших учителей. В том числе и мастера по иконописанию, что в будущем ей пригодилось. И когда знаменитого полководец М. В. Себрякова узнал о выборе дочери, он сам отвез её в Усть-Медведицкий монастырь, который посчитал для себя честью принять его чадо в свою обитель.
Из духовного наследия преподобной Арсении Усть-Медведицкой (Себряковой)
Суд через слово Божие («Я не сужу никого – сама грешная…»)
«Я не сужу никого – сама грешная. Но всех нас судит слово Божие, данное нам для руководства жизни, для спасения, для указания пути в вечную жизнь, для нашего очищения. Оно судит нас, когда мы его не слушаем, когда преступаем его. Оно будет нас судить и в будущей жизни. Страшно перед ним согрешать. Страшно оттого, что сердце черствеет, и слово Божие перестает на него действовать. Это состояние хуже смерти телесной…
Надо хранить чистоту тела и души; иначе умрет душа смертью вечной, и эта смерть ужаснее всего, что есть на земле и на небе. Посмотрите в житиях святых, как люди добрые подвизались и искали Господа всеми силами души и тела».
Немощь человеческая и сила Божия
«Не скорби, что не видишь в себе ничего доброго, даже не ищи добра в себе. Человеческое добро мерзость есть пред Господом. Радуйся своей немощи, своему бессилию. Истинное добро есть Господь, Он разум, Он и сила. Молись, чтобы Он наполнил твое сердце, чтобы Он, как истинный свет, просветил твой разум, чтобы Он был силою, в тебе действующею, чтобы Он царствовал в тебе. Твое же все навсегда останется немощным и бессильным.
Молись так: «Да будет во мне Твоя воля, Господи, да будет во мне Твоя сила, все побеждающая, все устрояющая».
Вся жизнь твоя да будет стремлением к Господу. Во время всяких искушений, во время болезни, одним словом, — в каком бы состоянии ни находилась твоя душа, направляй твои мысли к Господу. Нужно пройти через все немощи естества и всегда стремиться к Господу…»
Ум и вера
«У нас сегодня с родными был разговор об уме. Выше его и дороже его ничего нет в человеке, а я говорила, что прежде и мое суждение было такое же, потому что умом познаем мы все, что есть хорошего и прекрасного на свете. Но теперь я согласна лишиться и ума, лишь бы не лишиться веры. Ум и чувства – это орудия века сего, они усовершенствуются или умаляются, судя по летам и по направлению жизни каждого. Вера – это око души; она душу вводит в бессмертие, в силу духовную. Но сама вера как человеческое чувство тоже ничто, а Господь, к Которому приводится душа верою. Она есть сила и источник жизни вечной, в Нем и чрез Него все безсмертно, все свято, все неизменяемо. Что же после этого ум человека? Без Бога, без Господа, он – безумие, он ничто».
Скорби, искушения
«Вчера я была у схимницы, и мы беседовали о том, что много у меня скорбей в настоящее время и что наведением скорбей враг усиливается погубить душу, уклоняя ее в уныние, в ропот, в нелюбовь к ближнему, а Господь, попуская скорби, хочет спасти ее, давая ей возможность борьбою приобрести мужество, терпение, разум духовный и, наконец, смирение, когда самые эти скорби превысят силу. Вот посреди этих путей стоит душа и, куда склонится, тот путь и примет ее, и доведет до своей цели»
Родилась Анна, она же Арсения, 3 июля 1833 году в Себрове Усть-Медведицкого округа в богатой и знаменитой семье. В 1871 году с согласия сестер игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Этот красивейший собор, возводившийся 10 лет, был построен в 1885 году на территории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Ныне Урюпинский район Волгоградской области. Он пережил безвременье, был разрушен. В настоящее время восстановлен и является действующим.
Арсения неоднократно получала благословение Священного Синода, имела наперстный крест и крест с драгоценными украшениями, пожалованный ей из кабинета Его Величества, Государя Императора, знак Красного креста за русско-турецкую войну в 1877 – 1878 годах, медаль в память царствования императора Александра III. А в 1905 году была награждена Библией, выданной ей из Синода за основание монастырского училища. Кроме того, имела наперстный крест с драгоценными украшениями, поднесенный ей сестрами обители с разрешения начальства в день тридцатилетнего юбилея управления монастырем.
После окончания строительства Казанского Соборного храма, Арсения приступила к внешнему благоустройству обители. Вместо малых, тесных и ветхих келий были построены двухэтажные корпуса для насельниц и священников, обновлены экономические постройки. А за оградой монастыря возвели монастырскую гостиницу.
Матушка Арсения отошла ко Господу 21 июля 1905 года в возрасте 72 лет.
21 октября 2016 года игумения Арсения Усть-Медведицкая причислена к лику местночтимых святых Волгоградской митрополии.