Мари-Анн де Камарго часто называют женщиной, преобразовавшей балет. Она действительно была прирождённым реформатором – причём в сфере искусства. Вы думаете, что Мари-Анн придумала новые движения или технику исполнения? А вот и нет! Она вообще стремилась придерживаться классических форм и вариантов, не добавляя в технические аспекты «отсебятины».
Но почему же тогда эта женщина изменила балет? Дело в том, что Камарго сделала первый шаг к тому образу балерины, который сегодня привычен для всех нас. И речь идёт вовсе не о хрупкости и утончённости. Мари-Анн оказалась настоящим бунтарём – никто до неё не решался на столь дерзкий поступок. Как же Камарго «перекраивала» балет? И что ошеломляющего она сделала?
Первые выступления
В 1710 году в Брюсселе в семье музыканта испанского происхождения родилась девочка, которая получила имя Мари-Анн. Именно отец, посвятивший всю свою жизнь искусству, первым заметил прекрасные танцевальные способности малышки. А вот обучал юную танцовщицу сложным движениям дед по отцовской линии.
Семья девочки не имела средств, чтобы отправить Мари-Анн на обучение в известные школы танцев. Однако юная исполнительница сумела сама заработать необходимую сумму. Выступая в домах знатных дам, она покоряла сердца искренностью и изяществом. Собранные пожертвования и стали «стартовым капиталом» в карьере Камарго. Она отправилась в Париж к знаменитой Франсуазе Прево, ведущей танцовщицы столицы Франции.
Всего через три месяца занятий юная балерина появилась на сцене брюссельского театра. Пятнадцатилетней красавице было предложено несколько контрактов, и она остановила свой выбор на оперном театре Руана. А через несколько лет она уже блистала на сценах театров Парижа. При этом после появления Мари-Анн в нескольких постановках столичные модницы стали носить платья и шляпки «а-ля Камарго». Казалось, вот они – заветная удача и скорая слава, но всё было не так просто. Юной Мари-Анн суждено было узнать, насколько серьёзными могут быть закулисные интриги и соперничество.
Соперники Камарго
Главной соперницей Камарго стала изящная и грациозная Мари Салле. Юная танцовщица имела немало сильных сторон, причём явно превосходила Мари-Анн в утончённости исполнения. Однако Камарго сумела хладнокровно оценить свои достоинства и недостатки, осознав, что и у неё есть «козырь в рукаве».
Однако неприятности пришли откуда не ждали. Мари-Анн невзлюбила её наставница Прево. Нет, девушка не ленилась и занималась по много часов в день, однако Франсуаза стала понимать, что постепенно молодая балерина начинает затмевать её, звезду столичного балета. Этого Прево допустить не могла, а потому Мари-Анн часто ставила в задний ряд или давала совершенно безликие роли, стараясь превратить талантливую балерину в неприметную тень.
Переворот в балете
Мари-Анн, к тому времени уже прекрасно понявшая принципы балетного мира, осознавала, что должна блеснуть во время очередного выступления – иначе её карьера попросту будет разрушена, и никакие таланты не помогут одолеть интриганов. Неоспоримым достоинством девушки была её миниатюрная ножка, от которой зрители явно пришли бы в восторг. Если же добавить к этому совершенно техничное исполнение, то и вовсе эффект будет ошеломляющим. Но кто мог увидеть ноги Камарго под длинным пушным платьем, которое утяжеляло движения и часто мешало при исполнении сложных приёмов?
И тогда Камарго решилась на настоящую революцию. Она укоротила юбку своего балетного платья практически на двадцать сантиметров. Вы можете сказать, что это сущий пустяк, однако в те времена эти действия были настоящим вызовом обществу. Однако теперь каждое отточенное движение ног балерины публика могла видеть своими глазами. Кроме того, неуверенная в грациозности своих движений, юная балерина выбрала танец быстрый и стремительный, требующий виртуозности исполнения.
Появление Камарго на сцене в новом образе произвело эффект разорвавшейся бомбы. Знаменитый Вольтер вскоре напишет:
«Она первая сравнялась в танце с мужчиной».
Это была наивысшая похвала. Правда, укороченная юбка Камарго стала причиной настоящего скандала. Одни говорили о безнравственности, другие с упоением любовались прекрасными миниатюрными ножками танцовщицы. Но в итоге и соперницы Мари-Анн, и прочие балерины стали надевать подобные наряды, оказавшиеся более удобными для танца.
Мари-Анн де Камарго на протяжении многих лет выступала на сцене Королевской академии музыки и театра в Париже. Она стала одной из самых известных балерин прошлого, при этом далеко не многие танцовщицы могли исполнять сложные па и при этом петь. Камарго действительно была рождена для сцены. Легендарная «Мадемуазель Камарго» умерла в 1770 году, обессмертив своё имя совершенными отточенными движениями и великолепной игрой.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))