МИС – программное обеспечение, устанавливаемое на ПК, мобильные устройства или облачное решение для таких учреждений как:
- амбулатории и поликлиники;
- стоматологические клиники;
- стационары;
- санатории и другие ЛПУ.
Цель внедрения абсолютно любой МИС – автоматизация всех процессов клиники, поэтому сегодня без нее не может обойтись ни одна медицинская организация. Даже через небольшую клинику проходит колоссальное количество информации, которую надо систематизировать, хранить и обрабатывать. Кроме того, постоянно растут стандарты качества, предъявляемые к отчетности и оказанию услуг.
Отсюда вытекает базовое преимущество многофункциональной медицинской информационной системы: повышение общей эффективности работы лечебного учреждения – от автоматизации работы регистратуры и лечебного процесса и заканчивая принятием решений об эффективности работы отдельных специалистов и всего учреждения.
Задачи МИС
Внедрение медицинской информационной системы в клинике способно решить все ее задачи:
- общие задачи и автоматизация административно-хозяйственной части;
- задачи автоматизации бизнес-процессов;
- задачи по организации и проведению диагностических мероприятий;
- автоматизация в сфере лабораторных и диагностических исследований;
- задачи финансово-экономического плана.
Задачи общего плана и АХЧ
- Составление отчетов по использованию рабочего времени врачами.
- Планирование использования помещений (кабинетов приема, процедурных) и учет медицинского оборудования.
- Анализ эффективности работы конкретного подразделения.
- Статистика и обработка хозяйственных и медицинских данных.
- Учет движения лекарственных средств и препаратов.
- Учет оказываемых услуг, выписанных счетов об оплате и регистрация поступивших платежей.
- Учет материальных ценностей.
- Освобождение пациентов от необходимости заполнять документацию, то есть все документы печатаются на официальных бланках медицинского учреждения.
- Формирование согласованного графика работы врачей и младшего медицинского персонала.
Задачи по автоматизации бизнес-процессов
- Организация и унификация электронного документооборота в медицинском учреждении и его филиалах.
- Поддержка многопользовательской работы с документами.
- Организация электронных рассылок пользователям и сотрудникам организации.
- Создание и налаживание разнообразных схем документооборота, которые касаются как всего учреждения, так и отдельных его частей (кассы, регистратуры и т.п.).
- Возможность разделения прав доступа по контролю работы сотрудников, оплаты услуг, работы с отчетной документацией.
- Предоставление прав доступа пользователям МИС с учетом специфики их деятельности (руководитель медучреждения, врач, регистратор и т.д.).
- Делегирование прав доступа, когда один пользователь системы (например, врач) может вносить данные за другого в случае его отсутствия.
- Полный контроль работы клиники со своего АРМ (можно видеть, как идет прием пациентов, как оплачиваются услуги, насколько результативно работает тот или иной врач, как быстро идет регистрация пациентов и многое другое).
Задачи поддержки лечебно-диагностических мероприятий
- Регистрация обратившихся пациентов (автоматизация регистратуры).
- Ведение базы данных, где отражены все этапы нахождения пациентов в конкретном медицинском учреждении.
- Хранение в базе и демонстрация результатов проводимых исследований (функциональных, лабораторных, лучевых и т.п.).
- Формирование и последующая выдача результатов исследований.
- Построение графика исследований и консультации больных.
- Формирование и выдача медицинских заключений.
- Назначение больным времени консультаций и исследований.
- Автоматическое формирование алгоритмов лечения пациентов на основе принятых схем лечения, т.е. назначений, бесед с врачом, проведенных исследований, терапии, контроль лечебного процесса и своевременного прохождения всех предписанных процедур.
- Формирование произвольных списков, где отражены показатели пациента, стадии и признаки его заболевания, чтобы он мог отслеживать в системе весь ход своего лечения.
- Ведение электронных медицинских карт (амбулаторных карт и / или историй болезни).
Задачи по организации диагностических и лабораторных исследований
- Организация и хранение данных диагностических и лабораторных исследований, а также их анализ.
- Организация доступа к данным исследований и возможность познакомиться с результатами их интерпретации.
- Прозрачный контроль процесса лечения, который могут посмотреть другие специалисты, руководители подразделений и прочие заинтересованные лица.
- Организация контроля за сроками проведения исследований.
- Автоматическое формирование всех проведенных мероприятий лечебно-профилактического свойства за произвольный отрезок времени (дата начала и завершения, продолжительность, цена, место проведения, исполнители).
- Автоматическое построение перечня пациентов под наблюдением.
- Автоматическое формирование отчетной документации по нюансам проведения процедур (например, УЗИ разных органов), обследований и услуг консультационного характера.
Экономические и финансовые задачи
- Возможность совершения электронных платежей.
- Финансовый контроль средств по отдельно взятому пациенту, структурному подразделению, всей организации.
- Выписка документов об оплате (счета, счета-фактуры).
- Расчет стоимости оказываемых услуг в автоматическом режиме.
Подведем итоги
По совокупности решаемых задач медицинская информационная система Archimed+ является программой, где содержатся все данные о жизнедеятельности клиники. Это, по сути, большой электронный архив с документами, отражающий:
- как шла работа в прошлые дни/месяцы/кварталы/годы (статистика за истекший период);
- как идет работа сегодня (отслеживание работы в режиме online);
- как она может проходить в будущем (аналитика данных и планирование).