Найти тему
Исторические мелочи

«Военный берет фитиль» и другие комические аннотации из российских музеев

На данном канале я уже многократно приводил примеры удивительных аннотаций к хранящимся в российских музеях экспонатам, преимущественно портретам, даваемых работниками этих самых музеев. Там были и поразительные случаи неспособности музейщиков опознать персонажей, личность которых совершенно очевидна и непостижимые в своей логике примеры неверных атрибуций. Но подобная тенденция затрагивает не только портреты. Сегодня я приведу примеры не менее безумных аннотаций к изобразительным произведениям, не являющимся портретами. Точнее не совсем так – эти аннотации воспринимаются даже не столько как безумие, сколько, скорее, как проявления детской непосредственности и детской же изобретательности.

Вот, например, в «Государственном Эрмитаже» хранится серия литографий некоего Марешаля, изображающая занятых обслуживанием орудий французских артиллеристов периода Июльской монархии.

Знаете, какая аннотация сопровождает вот это изображение?

«Военный вдвигает в пушку поршень». «Поршень», кхм!

В действительности, разумеется, канонир при помощи банника прочищает канал ствола от нагара и остатков картуза после выстрела. На противоположном конце древка банника закреплен (и виден нам) прибойник, который служил для досылания заряда в канале ствола перед выстрелом.

Но «поршнем» банник с прибойником побывал недолго. Потому что на следующей литографии из рассматриваемой серии…

-2

…. он оказывается уже «фитилем». Это изображение озаглавлено музейщиками следующим образом: «Военный берет фитиль».

Угу. Графиня изменившимся лицом бежит пруду. Военный берет фитиль.

Но это не конец приключений многострадального банника. Потому что на следующей литографии он (правда, другой, изогнутой модели – применявшийся для части орудий во французской артиллерии) оказывается уже….

-3

… «рычагом». «Военный поворачивает рычаг у пушки» - так проаннотирована в музейных описях и Госкаталоге музейного фонда эта литография.

Но некоторые музейщики не только вынуждают артиллеристов обслуживать орудия при помощи весьма странных предметов. Они и «вооружают» их крайне экзотическими образцами оружия. Приводимая ниже хранящаяся в том же Эрмитаже литография Ж.Ф. Лланта по рисунку Д.О.М. Раффе…

-4

…. озаглавлена «Военная сцена. "Anvers 1832" Фигура офицера с обнаженной шашкой». Здесь французский артиллерист (в данном случае, судя по всему, служащий в конной артиллерии) изображен в ходе осады Антверпена в 1832 г. и вооружен, по мнению сотрудников музея, шашкой. Вот эта сабля с гардой из двух или трех (там сложно точно разобрать) дужек, которую артиллерист держит в руке, оказывается шашкой! Причем вооружен этим кавказским по происхождению оружием француз (!), при этом в тот период, когда даже в России вооружались шашкой разве что офицеры Отдельного Кавказского корпуса в индивидуальном порядке и по собственному произволу! Широкое распространение шашки в русской армии, принятие ее в качестве регламентного оружия еще впереди.

И в качестве бонуса – гравюра мексиканского художника Хосе Гуадалупе Посады, хранящаяся в «Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина»

-5

По мнению авторов аннотации на ней изображен «военный». Конечно! Все мы знаем этого военного – это же офицер Лейб-гвардии Матадорского полка! Если что – шучу)

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.