В интернете можно встретить так называемый счет Есенина. Некий чек, который, вероятно, выписали в каком-то питейном заведении на имя Сергея Александровича.
Ориентируясь на него, можно посчитать, сколько оставлял поэт в кабаках. Как минимум в питейных заведениях советской России. Ведь речь идет о сентябре 1923 года.
Фейк или не фейк
На самом деле мы не можем с вами ничего утверждать. Сейчас такое время – эпоха фейков. За некоторые из них, правда, предусмотрена ответственность. Но дело не в этом. Счет вполне могли подделать, выдав его за тот, который действительно в 1923 году оформляли на имя Сергея Александровича.
На мой взгляд, документ подлинный. Он выдержан в стиле эпохи, если судить по надписям и по тому, как все поля заполнялись. Но это только лишь моя версия. Никто толком ничего сказать не может.
Предположим, что документ подлинный. И на его основе попробуем сделать несколько выводов.
Анализ счета
По пунктам:
1. Сергей Александрович заказал 14 порций пива. Во-первых, неплохо было бы понять, какими были порции. Судя по тому, что счет никаких опознавательных знаков не имеет, значит, «трапеза» проходила в каком-то рядовом заведении - небольшом кабаке «без имени и флага». А в 1923 году пиво подавали пинтами – в бутылках.
Нужно отметить, что пинты есть разные. Английская – 0,568 литра, а американская – 0,47. США – это государство-бизнесмен. Ничего удивительного. Вроде бы название то же – «пинта», однако объем совсем другой.
В целом нет смысла долго рассуждать по поводу того, сколько пенного вмещалось в бутылку в 1923 году в СССР. Если усреднять, то можно вести речь о 0,5 литра.
2. Есенин заказал 14 порций – 14 бутылок. То есть 7 литров пенного. На одного человека многовато. Нам известно, что Сергей Александрович любил выпить. Но вряд ли он в кабаке столько бы заказал для себя одного. Скорее всего, Есенин был в компании кого-то. Причем людей было, вероятно, двое. Или даже трое.
3. Из счета видно, что сразу было заказано две порции пива. То есть, вероятно, пришли два человека: Есенин и еще кто-то. Взяли по бутылочке. А потом продолжили.
4. Потом в счете стала появляться содовая: 2 порции. Сложно поверить, что собеседники переключились с пенного на содовую. Скорее всего, подошел третий человек, который хотел составить компанию двоим, но не желал употреблять алкоголь. За компанию он выпил две порции содовой.
5. Что касается порядка заказов и его анализа, то тут можно фантазировать. Мне всё видится так: два человека, в том числе и Есенин, употребляли пиво. Затем пришел третий. Возможно, дама. Она заказала одну порцию содовой и долго её пила. В конце общения была заказана еще одна порция содовой. И в самом конце было заказано некое мясо. Вероятно, его захотел употребить в пищу Сергей Александрович. К тому же он заказал еще пива. После чего принесли счет в окончательном варианте.
Я не исключаю, что могут быть иные трактовки.
Много ли заплатил Есенин
Самый интересный вопрос. Ответить на него довольно сложно, хоть и сумма указана – 2750 рублей.
Очевидно, что это были не царские золотые рубли. Каждый из червонцев весил 7,7 г и был сделан из чистого золота. 2750 рублей – это было целое состояние.
Речь о советских рублях. За царский червонец тогда давали 2500 рублей. То есть Есенин потратил около 8,5 г золота или 6,44 доллара.
Можно перевести на наши деньги. В долларах: 6,44*60=386 рублей. Явно так дешево за 14 порций пива, содовую и мясо поэт не мог отдать.
Если в золоте, то: 8,5*1679=14271,5 рубля. Эта сумма выглядит более правдивой.
Можно взять средние цены в современных кафе. Содовая пусть стоит 100 рублей. Две порции – 200 рублей. Пиво – 300 рублей. 14 порций – это 4200. Какое мясо ел поэт, никто не знает. Пусть будет 1000 рублей за порцию. Итого: 4200+300+1000=5500 рублей.
Все суммы разные. Можем найти среднее: (5500+386+14271,5)/3=6285 рублей. То есть, грубо говоря, 10% от средней зарплаты по стране. Не так уж много. Но и немало за один присест.
Еще раз хочу подчеркнуть, что счет может быть липовым. Но, согласитесь, было интересно провести анализ.