1939 год
Маша забежала во двор и облокотилась о забор. Она была счастлива, очень счастлива, ведь сегодня Сергей позвал ее замуж. Сказал, что завтра зашлет сватов чтобы обсудить когда будут играть свадьбу. Полгода Маша ждала когда он сподобится и скажет самые главные слова и вот сегодня, набрав ей полевых цветов , он постучал в окно и влез на завалинку.
Спрыгнув с подоконника, Маша оказалась в объятиях любимого.
-Сегодня буду ждать тебя на нашем месте после работы. Приходи обязательно.
-Приду, Серженька, приду.
Поцеловав ее, он на цыпочках подкрался к калитке и юркнул на улицу. Обернувшись, Маша увидела мать и покраснела.
-И как это называется?
-Любовь, мама. Это называется любовью.
-Смотри, как бы плоды этой любви ты в подоле не принесла..
- Ну мама..
-Что? Неверно говорю, что ли? Какая наглость с его стороны - ни свет ни заря притащиться к тебе в дом, как вор какой-то. А ты чем лучше? В одной сорочке выскочила к нему и ну давай обжиматься. Тьфу, стыдобища.
-Мамочка, не ты ли мне на днях рассказывала, что папа в окна к тебе лазил, когда вы были молодыми?
- Ну лазил. - Мать поняла, что дочь ее поймала. - Но он ведь женился на мне.
- И Сережа на мне женится, вот увидишь.
Вечером, прибежав на свидание к жениху, Маша смеясь, рассказывала Сергею как ее мать отчитывала.
- Увидела, значит, - улыбнулся он.
-Увидела.
- Ну не беда. Я что сказать хотел тебе.. Не умею я красиво говорить, простой я, деревенский.. Но хочу, чтобы ты знала одно - ты та, с которой я хочу встретить свою старость. Ты та, с которой я хочу родить много детей...
-Ты замуж меня зовешь, что ли? - перебила его Маша.
- Пытаюсь.
-Я согласна.
Он поднял ее на руки и закружил.
-Завтра мама моя и тетя придут, я уже с ними обо всем говорил. Подготовь родителей.
Зайдя в дом, Маша загадочно улыбалась.
-Чего рот до ушей растянула? Опять со своим Сережей миловалась? - грозно спросил отец.
- Папа, замуж он меня позвал.
-Во дела, - присвистнул отец. - А мы уж с матерью думали, что так и будет тебе голову морочить.
-Завтра его мать и тетя придут свататься и обсуждать день свадьбы.
-Ну это дело хорошее. Слышь, мать, гостей встретить надо, ты опару поставь, пеки пироги.
-Да это мне в радость только. - Мать подскочила и бросилась в кладовую за мукой и сывороткой.
А Маша вышла на улицу чтобы снять с веревки платье, которое еще утром постирала, и вдруг увидела как под окном на лавочке сидит Петя. Двоюродный брат Сережи.
-Петя? А ты что здесь делаешь?
-Я все слышал. Прости.. Окно открыто...
-Ну подслушивать, конечно, плохо. И что дальше?
- Ты и правда собираешься замуж за Сергея? - обреченно спросил он.
-Собираюсь, а тебе что за печаль?
-А я? А как же я? Что со мной будет?
-Тоже, что со мной было год назад. Петя, нас больше нет, неужели ты этого не понимаешь? Я Сережу люблю, а ты в прошлом .
-Врешь!- он подскочил. - Ты меня любишь.
-Любила, по крайней мере мне так казалось, пока ты с Глашкой по сеновалам кувыркаться не начал. А потом как отрезало.
-Но я ведь все осознал.. Это была ошибка. Неужели так сложно простить?
-Ты полоумный? - Маша удивленно на него уставилась. - Такое и правда простить сложно. Предавший однажды, предаст еще раз. Уходи, Петя. Все, что раньше было между нами, все быльем поросло. Сережу я люблю и за него замуж выйду. А ты ступай, нечего тебе здесь делать.
Маша сняла платье с веревки и вошла в дом, хлопнув дверью. Родители смотрели на нее недоуменно.
-Что он хотел?
- Глупости наговорил. Прогнала я его. Мама, чем тебе помочь?...
Ложась спать, Маша ворочалась с боку на бок. Как бы не сорвалось все, от Петьки чего угодно можно ждать. Угораздило ее с ним связаться год назад...
Они дружили с самого детства - Сергей был единственным сыном у своей матери, отец его умер и мать , Зинаида Андреевна, больше замуж не выходила. Зато у него были двоюродные братья, сыновья сестры Зинаиды Андреевны, Ирины. Саша был на два года старше Сергея. И Петя, на год младше ее жениха. Они дружили пока не повзрослели.
Затем Саша женился и ушел в свой дом, доставшийся ему от матери покойного отца. А у Маши и у Петра завязалась любовь, да такая, что все вокруг думали, что молодые поженятся. Но потом вдруг Маша застала его с Глафирой, дояркой. Петя оправдывался - он молодой и горячий, ему женщина нужна, а ее честь он до свадьбы бережет. Для Марии его оправдания выглядели смешными и нелепыми. Он просил прощения, пытался ее вернуть, но она была непреклонна. Она не смогла его простить и назло Петьке закрутила любовь с его двоюродным братом Сергеем. Тот тоже увлекся Машей и поначалу все выглядело как месть, но Мария с удивлением стала понимать что влюбилась в Сергея. Да так, что спать и есть не могла. Вот тогда она и поняла, что это и есть настоящая любовь. И Сергей потерял голову от любви. И вот сейчас он хочет на ней жениться. Одно только Машу смущало - после свадьбы она переедет к Сергею, а там живут Петр и его мать Ирина, которая уже полгода как проживает с сестрой из-за того, что дом ее сгорел. Вот так и жили в доме две вдовы и их сыновья.
На следующий день к обеду пришли Сергей, его мать и Александр с женой. Ирины и Петра не было.
- Где сестра твоя, Зина?
- Захворала она , нездоровится ей что-то.. - солгала Зинаида Андреевна, но все поняли причину. Все дело в Петре.
Свадьбу назначили на конец октября, оставался месяц для приготовления. Мать Марии показывала какое приданое она дает за младшей дочерью - два сундука тканей, подушки, одеяла и прочее.
-Конечно, сейчас не те времена, но в хозяйстве молодым это сгодится. - Улыбалась мать Марии.
- А то, ткани-то какие. Где брали?
- Часть еще с дореволюционных времен, а часть и тех, которые мы с собой привезли из города когда в село переезжали... В общем, собирали понемногу.
- Смотри, Валя, - обратилась к будущей свахе Зинаида Андреевна. - Вот с этой ткани можно и платье свадебное пошить, Хочешь, я возьмусь за дело?
- Так у нас же Маша рукодельница какая. Она сама хотела.
-Ой, какая славная невестка в дом войдет. А пироги какие вкусные, сама, Валентина, пекла?
-Тоже Маша помогала.
Будущая свекровь нахваливала Марию и, когда она ушла, Валентина и ее муж Семен обсуждали предстоящее событие.
- Ну и хорошо, что Машке не Ирка в свекрови попалась. Та еще баба.. Склочная и ворчливая. А Зинка совсем другая. Повезло тебе со свекровью, дочь. Правда, не знаю как ты будешь жить в их доме. Может к нам с отцом придете после свадьбы? А что? Твои старшие сестры замуж вышли и упорхнули из родительского гнезда, брат твой, Василий, сам дом построил...
-Сережа не пойдет в примаки. - Покачала головой Маша. - Я слышала, что вроде как весной Петр возьмется за строительство дома и они с матерью съедут. Вроде как в лесхоз поедет на заработки.
-В лесхоз это хорошо.. Хоть не будет тебе глаза мозолить.
***
В день свадьбы только одна Ирина не улыбалась и не радовалась за молодых - еще со вчерашнего вечера ее сын уехал в лесхоз, чтобы не видеть счастья своей любимой с двоюродным братом. Ирина винила девушку в том, что ее сын вынужден уехать, именно его любовь к ней заставляет сына страдать. Она, которая терпела измены своего покойного мужа, не понимала, как можно не простить человека, если любишь? Значит, не любила она Петьку, а лишь голову морочила. За это зла она была на Машу. Да и за то, что меж братьями раздор внесла...
Волком смотрела Ирина на молодую невестку сестры своей, а Зинаида цвела от счастья - девушка была хозяйственной, трудолюбивой и приветливой. Свекровь уже на следующий день после свадьбы мамой называть стала, а Ирину пыталась тетей назвать, но та сразу поставила ее на место.
- Какая я тебе тетя? Ирина Андреевна я...
Как не пыталась Маша ей угодить, но все без толку.
А уж когда в декабре весть от Петра пришла, что он поехал с финнами сражаться, так и вовсе как с цепи сорвалась.
- Из-за тебя все. Из-за этой любви несчастной он пошел туда добровольно. Да чтоб тебе пусто было!
- Ирина опомнись! - Зинаида пыталась урезонить сестру. - Как не стыдно тебе? При чем здесь девушка, коли твой Петька сам Глашке подол задирал?
- Он мужик, это ведь совсем другое дело. Вот я своего Гришку..
- Да все мы знаем про твоего Гришку. Снимала его с баб , позорилась на всю деревню. А помер он как? В бане с девкой угорел!
Сестры поссорились, Ирина ушла в дом старшего сына, но уже через неделю вернулась назад к сестре и попросила прощения у Марии.
Мир в семье был недолгим, в феврале пришла страшная весть - Петр пал в бoю на Карельском перешейке.
Вот тогда Ирину еле оттащили от Маши. Досталось всем - ей, за то что немилосердна она была к ее сыну. Сергею, за то что на любимой своего брата женился , и Зинаиде, за то, что не поддерживала сестру.
Ирина собрала вещи и ушла жить в дом старшего сына насовсем.
-Ты ни в чем не виновата, - утешала Зинаида свою невестку.- Просто ее материнское сердце от боли кричит, вот и ищет вокруг виноватых. А Петька.. Ну не вышло у вас, что же теперь? Сам он виноват.
Сергей подошел к жене и обнял ее.
-Успокойся, душа моя. Тебе нельзя расстраиваться. Вредно для ребеночка.
-Ребеночка? - Зинаида смотрела на них широко распахнутыми глазами.
- Да, мама, у нас ребеночек будет.
С тех пор Зинаида не отходила от невестки ни на шаг, ей было уже не до обиженной и вечно недовольной сестры. Та отойдет, ничего страшного. Самое главное сейчас, это ребенок, первый ее внук или внучка.
Продолжение
28