В 1682 году последовало не без оснований важное семейное событие — роды Дофины. На Марианну-Виктуар возложили обязанность произвести наследника мужского пола по прямой линии (если у Дофина не было сына, правопреемство переходило к орлеанской ветви: его дяде Месье и, следовательно, единственному сыну последнего – Филиппу, герцогу Шартрскому), а она уже перенесла два выкидыша.
Таким образом, 6 августа 1682 года напряжение было значительным, когда у нее начались схватки, и она использовала знаменитую королевскую балку между двумя матрасами, на которых родились Людовик XIV и Дофин. Людовик был при исполнении служебных обязанностей — в свою очередь прогуливался с Дофиной по комнате долгие часы.
Среди множества придворных, пользующихся своим правом присутствовать на важных государственных событиях, также были Атенаис и Франсуаза: первая в качестве управляющей королевского двора, вторая в качестве второй хозяйки гардероба самой Дофины. Однако было приказано не допускать в родильное отделение тех, кто надушился: сильные запахи считались опасными в этой ситуации.
У дверей были выставлены собаки-ищейки, чтобы убедиться, что никто лишний не проскользнет.
Присутствовал королевский акушер, спокойный и компетентный Джулиан Клеман: он уже так же помогал Атенаис. Когда младенец, наконец, родился, это было уже после десяти часов вечера, Клеман ответил на вопрос короля о его поле в соответствии с заранее установленным кодом:
«Я еще не знаю, Сир». Это означало мальчика. («Я не знаю, Сир» было кодом для девочки.)
Таким образом, внезапно обрадовавшийся король закричал: «У нас есть герцог Бургундский!».
Ребенка положили на серебряное блюдо и осмотрели — (успешно) на предмет совершенства (Джулиан Клеман, чья карьера королевского акушера процветала, был, наконец, удостоен дворянства в 1711 году. Учитывая напряженность королевских рождений с их династическими последствиями и безумными надеждами на мальчиков, никто не заслуживал этого больше).
«Маленькому принцу», который был известен как Бургундский, согласно его гороскопу, была обещана великолепная судьба, с Солнцем в знаке Льва, Сатурном в одиннадцатом доме в час Юпитера. С точки зрения Людовика XIV, династия теперь была в безопасности, тем более что Марианна-Виктуар снова без проблем забеременела несколько месяцев спустя.
Как сорокачетырехлетний дедушка (немного старше, чем его родители были при его рождении), теперь он мог расслабиться. Ему лично больше не нужно было производить новых законных наследников.
- Продолжение следует, начало читайте здесь: «Золотой век Людовика XIV — Дар небес». Полностью историческое эссе можно читать в подборке с продолжением «Блистательный век Людовика XIV».
Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи:
- Амурные дела последних из Валуа