Всем привет! Недавно я прочла статью одного очень известного человека, который высказался о том, что никакого дизайна в России отродясь не было, и все мы только с Запада и берем.
В противовес этому я бы хотела отправить этого человека в 1925 год на всемирную выставку в Париже.
На этой выставке был целый советский огромный стенд наших мастеров, а знаменитый Ле КОРБУЗЬЕ вообще считал, что кроме советского стенда на этой выставке смотреть больше нечего. Кстати, сама архитектура павильона была тоже очень интересная, проект Константина Мельникова
Здесь был представлен знаменитый «Рабочий клуб» Александра Родченко, ставший одним из лучших проектов.
Макет Рабочего клуба для Павильона СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году. Архитектор — Александр Родченко. Макет А.Н. Лаврентьева, И.С. Пресняковой, И.М. Теренина, Ю.В. Орлова, Л.П. Алексеевой.
Сегодня поговорим о том, кто стоял у истоков дизайна в нашей стране.
Конечно на заре этих самых истоков никакого слово «дизайн» не употребляли. Если мы говорим о 19 веке, то здесь уместно употреблять слово "искусство", которое по сути содержало в себе архитектуру, скульптуру, живопись, графику и многое другое.
В двадцатом веке зарубежом так и у нас ратовали за устранение преграды между искусствами и ремеслами и речь здесь шла о т.н. «производственном искусстве».
В начале XX века мир начал стремительно меняться и нужна была новая эстетика.
Упор был сделан на экономичность конструктивных решений, рациональное использование материалов и пространства, проектирование многофункциональных изделий. Также принципиально отвергалось поверхностное украшательство.
Форма предмета определяется его функцией, заложенной в основу конструкции, также отдельно уделялось внимание материалам изделия.
Многие из этих постулатов до сих пор являются канонами дизайна.
В нашей стране во много все кардинально поменялось с приходом отдельного вида авангардистского искусства, а именно супрематизма Малевича (1913 год).
Малевич, ввел белый цвет как фон в котором как бы плавают плоскостные элементы.
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. И конечно же влияние супрематизма испытывали художники того времени.
Архитектоны Малевича
Архитектон — супрематическая архитектурная модель. Объемные композиции включали в себя геометрические фигуры, которые врезались друг в друга под прямым углом. Художник определял эти конструкции как архитектурные формулы, с помощью которых строениям может быть придана форма.
Ну и в настоящее время те идеи графического дизайна, которые были разработаны в начале XX века в нашей стране актуальны как никогда.
Известный британский дизайнер, Заха Хадид отмечала влияние работ и концепций супрематизма Малевича на свои работы
В 1920-х годах на ГФЗ (позднее — Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (ЛФЗ) появилась новая продукция – супрематический фарфор.
Эксперименты с формами проводил художник Казимир Малевич. Его ученики Николай Суетин и Илья Чашник занимались росписью фарфора.
Двум ученикам Малевича удалось внедрить авангардные проекты в виде фарфоровых изделий.
Хотя реализованы архитектоны на практике не были, но они повлияли на развитие архитектуры в целом.
Малевич помог архитекторам по-новому осмыслить простые формы, показать возможности их сочетания и значимость геометрических фигур в архитектуре.
Хотя существует версия, что архитекторы главного здания МГУ использовали супрематические работы Малевича при проектировании здания:
Эль Лисицкий
Один из друзей Малевича, а именно Эль Лисицкий, ввел такое понятие, как проуны Визуальная концепция выхода плоскостного супрематизма в архитектуру, созданная Элем Лисицким
Для выставки дизайна в Берлине была спроектирована целая "Комната проунов"
У истоков авангардизма в России также стоял Василий Кандинский-русский художник, который позже преподавал в немецком «Баухаусе».
ВХУТЕМАС
Дом, в котором он там жил сохранился до сих пор. Но об этом в других публикациях.
Одновременно с этим начинает формироваться и абсолютно новая идея преподавания дизайна в России.
На смену классическим учебным заведениям пришли, так называемые, Государственные Художественные мастерские. Обучение строилось на том, что известные скульпторы, художники и мастера делились своим опытом с обучающимися.
Например, в Москве они открылись в 1918 году на базе Строгановского промышленного училища.
А в 1920 году появились ВХУТЕМАС — Высшие художественно-технические мастерские.
Здесь работали первопроходцы российского дизайна - Эль Лисицкий , Александра Родченко и многие другие.
По сути, ВХУТЕМАС был лабораторией, где проверялись и реализовывались теоретические идеи авангарда.
Педагоги представляли разные идеологические и творческие течения, но они учили студентов не копировать реальность, а анализировать её, и на этой основе создавать новое
Александр Родченко -русский фотограф, график, скульптор, основоположник конструктивизма.
Конструктивизм - одно из направление течение русского авангарда, зародившееся в 1915 году, а затем перешедшее в Европу (Баухаус) и Голландию (Де стейл).
Александр Родченко Возглавил МЕТфак. Считается, что именно с этого факультета начался отечественный дизайн.
Основная идея Родченко в предметном дизайне - это трасансформируемость и многофункциональность. Им был спроектирован ставшим известным на весь мир «Рабочий клуб», его он как представлял на выставке дизайна в Париже в 1925 году. В том рабочем клубе он как реализовал свои идеи многофункциональности предметов мебели.
В следующих публикациях рассмотрим более подробно его творчество.
Главной задачей производственных факультетов ВХУТЕМАС было воспитание художника, который хорошо знаком с производственным процессом и после окончания обучения сможет применить свои знания на практике. Всего производственных факультетов было пять: текстильный, керамический, полиграфический, а также деревообделочный и металлообрабатывающий, которые впоследствии объединили в "дерметфак".
Здесь преподавал Владимир Татлин, спроектировавший конструкцию башни , которая дала зарождению конструктивизму.
Башня Татлина также была представлена на выставке в Париже, а вот самому Владимиру политическое руководство поехать на выставку не разрешило.
Контрельефы Татлина по сути научили архитекторов совмещать художественную дейтельность с конструкцией.
Сам Татлин называл их "живописными рельефами", "материальными подборами", "контррельефами". Работы над контррельефами Татлин считал переломным этапом в своем творчестве.
Башня Татлина стала одним из самых знаменитых архитектурных проектов XX в. Влияние этого проекта на современную архитектуру более значительно, чем влияние Эйфелевой башни на архитектуру XIX в.
Татлин помог многим архитекторам преодолеть определенный психологический барьер при оценке роли новых конструкций в создании архитектурного образа современного сооружения.
Также во ВХУТЕМАС преподавали Варвара Степанова, Владимир Ган, Ладовский и многие другие. Их проектам я хочу посвятить следующие статьи.
Если публикация была вам интересна, я очень прошу поддержать ее комментарием или пальчиком вверх!
Обязательно продолжу!