«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5.4.)
Эти слова Спасителя всегда служили ориентиром для молитвенного плача верующих.
И св. Серафим Саровский подчеркивает тоже, что все святые и отрекшиеся от мира иноки во всю жизнь свою плакали в чаянии вечного утешения.
Собственно, эта истина была известна и даже объяснена уже в Ветхом Завете.
В одном из псалмов, приписываемых премудрому Соломону, мы читаем:
«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
С плачем несущий семена возвратится с радостию, неся снопы свои». Пс. 125. 5-6.
Здесь виден духовный механизм смены печали и радости, слез и смеха, духовной скорби и духовной радости.
Итак, всякая духовная работа как работа работа для Бога сопряжена с первоначальными трудностями, затратами, расходами.
Даже определенным самопожертвованием.
Причем, нет никакой гарантии того, что все это окупится сторицей.
Как сеющий никогда не может быть уверен в обильном последующем урожае, так и в любом другом деле никто из нас не может быть уверен в его благополучном исходе.
Отсюда и требуется молитвенный плач.
Сеятель должен со слезами на глазах молиться о том, чтобы его посеянные семена благополучно дали обильный урожай.
Причем – не один раз. И не один раз он будет хвататься за сердце при виде очередной засухи или бури и вновь прибегать к этому молитвенному плачу ради сохранения урожая.
В противном случае – его труды будут напрасны.
Он может возрадоваться только тогда, когда уже «несет снопы свои». Вот именно в этом момент – это печаль и слезы сменяются радостью и смехом.
Но отнюдь не раньше.
Это пример – на все времена и для всех видов духовных Божьих дел.
Все они – вплоть до итогового завершения, когда уже окончательно определился их благой результат, должны сопровождаться молитвенным плачем.
Не обязательно внешним – с видимыми слезами.
Но внутри – всегда с сокрушенным духом, когда невидимые миру слезы будут видимы только Богу и не могут не быть Им вознагражденными.
Батюшка Серафим, несмотря на то, что был воплощением радости и приветствовал всех «Радость моя!» в полной мере воплощал в себе и внутренний, невидимый миру, плач и слезы.
О чем же в первую очередь он призывал плакать?
Прежде всего, об оставлении грехов наших. При этом он ссылается на целый ряд святых отцов и приводи слова св. Исаака Сирина:
«Омочи ланите твои плачем очию твоею, да почиет на тебе Святый Дух и омыет тя от скверны злобы твоея. Умилостиви Господа твоего слезами да придет к тебе».
Святой Дух действительно не может прийти и вселиться в грязное место, какими являются наши души.
Нужно их предварительно очистить.
И лучшим «средством очищения» души, той самой «едкой хлоркой», которая может удалить с нее все многолетние зловонные накипи грязи, колонии «вирусов и микробов» – являются наши слезы.
Наши искренние, а не лицемерные или сентиментальные слезы, которые порой выступают на наших глазах от чрезмерной чувствительности, расстройства или слабости нервов.
Нет – именно искренние слезы покаяния о многочисленных содеянных грехах и полной своей неспособности своими силами с ними справиться.
Такие слезы батюшка Серафим называет «слезами умиления», и вот что про них говорит:
«У кого текут слезы умиления, такового сердце озаряют лучи Солнца правды – Христа Бога».
И именно под такими лучами наши слезы неизбежно обращаются в радость, как не может не радоваться солнцу долгое время пребывавший в темноте, грязи и холоде.
А вот теперь одно важное уточнение.
Дьявол не был бы дьяволом, если бы, понимая такую важную роль наших слез, не нашел бы для них своего противоядия.
Вот что говорит батюшка Серафим:
«Когда мы плачем в молитве и тут же вмешивается смех, то сие есть от диавольской хитрости. Трудно постичь врага нашего тайные и тонкие действия».
Да – трудно. Но не невозможно. Давайте попробуем.
Итак, сначала поймем механизм.
Дьявол и тут не изобрел ничего своего. Слезы должны смениться смехом – он это знает. Как знает по идее и тот, кто плачет.
Поэтому он берет этот механизм и подсовывает его плачущему, выдавая его за истину.
Ты же хотел после слез – радости, вот – на тебе! На тебе смех!.. Получи!..
И вот тут важно понять дьявольскую подмену.
От дьявола смех приходит как бы сам по себе – не как результат ощущения прихода Божьей благодати и не как видение благого результата своего труда (как видит собранные снопы пшеницы бывший сеятель).
А просто – сам по себе. Тут же примешиваясь к плачу.
Это и есть сигнал того, что этот смех пришел от дьявола – что это «дьявольское утешение».
Психологически это можно объяснить по-разному.
Человеку становится смешно от самого себя:
- Как я – такой взрослый человек! – и плачу как ребенок!.. Ну не смешно ли?..
Или его смех становится горьким сарказмом над самим собой:
- Плачь, плачь – все равно все будет без толку…. Бывают же такие идиоты!..
Или это даже смех отчаяния, переходящий в ропот на грани сумасшествия:
- Ха-ха-ха! Да пропади оно все пропадом!..
Все эти виды смеха (а также, возможно, и другие), быстро сменяющие слезы – будут свидетельствовать о той самой «дьявольской хитрости», о которой нас предупреждает батюшка Серафим.
Причем, если в случае благодатных утешений душа наполняется Христовым светом, в этих случаях – наоборот, все больший мрак будет ее окутывать.
Все большие горечь и отчаяние, несмотря на внешний смех, будут чувствоваться.
Это еще одно свидетельство дьявольской подмены.
Настоящая радость и смех, сменяющие молитвенные печаль и слезы, никогда не приводят к подобным психологическим аффектам.
Здесь все будет спокойно, неторопливо, светло, чисто, радостно и благодатно.
Спасибо батюшке Серафиму за предупреждение.