Найти в Дзене
Александр Дедушка

Св. Серафим о плаче при молитве. Какая дьявольская хитрость при этом возможна?

Св. Серафим Саровский на молитве
Св. Серафим Саровский на молитве

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5.4.)

Эти слова Спасителя всегда служили ориентиром для молитвенного плача верующих.

И св. Серафим Саровский подчеркивает тоже, что все святые и отрекшиеся от мира иноки во всю жизнь свою плакали в чаянии вечного утешения.

Собственно, эта истина была известна и даже объяснена уже в Ветхом Завете.

В одном из псалмов, приписываемых премудрому Соломону, мы читаем:

«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.

С плачем несущий семена возвратится с радостию, неся снопы свои». Пс. 125. 5-6.

Здесь виден духовный механизм смены печали и радости, слез и смеха, духовной скорби и духовной радости.

Итак, всякая духовная работа как работа работа для Бога сопряжена с первоначальными трудностями, затратами, расходами.

Даже определенным самопожертвованием.

Причем, нет никакой гарантии того, что все это окупится сторицей.

Как сеющий никогда не может быть уверен в обильном последующем урожае, так и в любом другом деле никто из нас не может быть уверен в его благополучном исходе.

Отсюда и требуется молитвенный плач.

Сеятель должен со слезами на глазах молиться о том, чтобы его посеянные семена благополучно дали обильный урожай.

Причем – не один раз. И не один раз он будет хвататься за сердце при виде очередной засухи или бури и вновь прибегать к этому молитвенному плачу ради сохранения урожая.

В противном случае – его труды будут напрасны.

Он может возрадоваться только тогда, когда уже «несет снопы свои». Вот именно в этом момент – это печаль и слезы сменяются радостью и смехом.

Но отнюдь не раньше.

Это пример – на все времена и для всех видов духовных Божьих дел.

Все они – вплоть до итогового завершения, когда уже окончательно определился их благой результат, должны сопровождаться молитвенным плачем.

Не обязательно внешним – с видимыми слезами.

Но внутри – всегда с сокрушенным духом, когда невидимые миру слезы будут видимы только Богу и не могут не быть Им вознагражденными.

Батюшка Серафим, несмотря на то, что был воплощением радости и приветствовал всех «Радость моя!» в полной мере воплощал в себе и внутренний, невидимый миру, плач и слезы.

О чем же в первую очередь он призывал плакать?

Прежде всего, об оставлении грехов наших. При этом он ссылается на целый ряд святых отцов и приводи слова св. Исаака Сирина:

«Омочи ланите твои плачем очию твоею, да почиет на тебе Святый Дух и омыет тя от скверны злобы твоея. Умилостиви Господа твоего слезами да придет к тебе».

Святой Дух действительно не может прийти и вселиться в грязное место, какими являются наши души.

Нужно их предварительно очистить.

И лучшим «средством очищения» души, той самой «едкой хлоркой», которая может удалить с нее все многолетние зловонные накипи грязи, колонии «вирусов и микробов» – являются наши слезы.

Наши искренние, а не лицемерные или сентиментальные слезы, которые порой выступают на наших глазах от чрезмерной чувствительности, расстройства или слабости нервов.

Нет – именно искренние слезы покаяния о многочисленных содеянных грехах и полной своей неспособности своими силами с ними справиться.

Такие слезы батюшка Серафим называет «слезами умиления», и вот что про них говорит:

«У кого текут слезы умиления, такового сердце озаряют лучи Солнца правды – Христа Бога».

И именно под такими лучами наши слезы неизбежно обращаются в радость, как не может не радоваться солнцу долгое время пребывавший в темноте, грязи и холоде.

А вот теперь одно важное уточнение.

Дьявол не был бы дьяволом, если бы, понимая такую важную роль наших слез, не нашел бы для них своего противоядия.

Вот что говорит батюшка Серафим:

«Когда мы плачем в молитве и тут же вмешивается смех, то сие есть от диавольской хитрости. Трудно постичь врага нашего тайные и тонкие действия».

Да – трудно. Но не невозможно. Давайте попробуем.

Итак, сначала поймем механизм.

Дьявол и тут не изобрел ничего своего. Слезы должны смениться смехом – он это знает. Как знает по идее и тот, кто плачет.

Поэтому он берет этот механизм и подсовывает его плачущему, выдавая его за истину.

Ты же хотел после слез – радости, вот – на тебе! На тебе смех!.. Получи!..

И вот тут важно понять дьявольскую подмену.

От дьявола смех приходит как бы сам по себе – не как результат ощущения прихода Божьей благодати и не как видение благого результата своего труда (как видит собранные снопы пшеницы бывший сеятель).

А просто – сам по себе. Тут же примешиваясь к плачу.

Это и есть сигнал того, что этот смех пришел от дьявола – что это «дьявольское утешение».

Психологически это можно объяснить по-разному.

Человеку становится смешно от самого себя:
- Как я – такой взрослый человек! – и плачу как ребенок!.. Ну не смешно ли?..
Или его смех становится горьким сарказмом над самим собой:
- Плачь, плачь – все равно все будет без толку…. Бывают же такие идиоты!..
Или это даже смех отчаяния, переходящий в ропот на грани сумасшествия:
- Ха-ха-ха! Да пропади оно все пропадом!..

Все эти виды смеха (а также, возможно, и другие), быстро сменяющие слезы – будут свидетельствовать о той самой «дьявольской хитрости», о которой нас предупреждает батюшка Серафим.

Причем, если в случае благодатных утешений душа наполняется Христовым светом, в этих случаях – наоборот, все больший мрак будет ее окутывать.

Все большие горечь и отчаяние, несмотря на внешний смех, будут чувствоваться.

Это еще одно свидетельство дьявольской подмены.

Настоящая радость и смех, сменяющие молитвенные печаль и слезы, никогда не приводят к подобным психологическим аффектам.

Здесь все будет спокойно, неторопливо, светло, чисто, радостно и благодатно.

Спасибо батюшке Серафиму за предупреждение.