Приветствую всех 🙋
Так получилось, что при проектировании моего автомобиля почему-то решили его обделить бортовым компьютером. Не знаю, с чем это связано, но его мне всегда очень не хватало, в связи с этим, пару лет назад я приобрёл БК с Алика, за 1,5 тыс. руб. Спустя примерно 2 месяца на нем перестал работать джойстик управления 🤦♂️ Повезло, что я успел его настроить под себя, в том числе откалибровать расход топлива. Написал его создателям, естественно, они никакой гарантии не давали и обратно его забирать не собирались.
Прокатившись с ним пару лет, я понял, что этот "пейджер" меня не устраивает и я решил доверится российским производителям. Выбор пал на БК Multitronics, он давно зарекомендовал себя на рынке и по отзывам моих знакомых достаточно надёжен. Зайдя на их сайт, я выбрал модель TC 750, так как много у кого его видел. Но в последний момент увидев их новинку, топовый бортовой компьютер Multitronics C-900, я понял, что хочу именно его 😁
В отличии от предыдущих моделей, у Multitronics C-900 идет иной формфактор и дисплей большего размера, благодаря чему, сбоку имеется дополнительная статусная информация, которую также можно настраивать под себя. В данном БК есть возможность подключаться к двум датчикам уровня топлива и работать с ними одновременно, а также подключаться к газовым форсункам, где БК будет самостоятельно определять тип топлива и расход по каждому из них. Пока для меня это не актуально, но многим думаю данная функция будет интересна.
Данный БК был заказан в интернет-магазине Multitronics-shop, после был отправлен мне СДЭКом.
Сам бортовой компьютер был в коробке и пупырчатой упаковке, также на экране наклеена транспортировочная плёнка, которую я до сих пор не отклеил 😁.
Помимо компьютера, в коробке находится:
🔹 соединительный шлейф с разъемом OBD-2;
🔹 датчик температуры;
🔹 двусторонняя клейкая лента;
🔹 два типа крепления (универсальное на торпедо и крепление для установки в УАЗ Патриот);
🔹 переходник для подключения в универсальном режиме;
🔹 комплект метизов и резистор 5,1 кОм;
🔹 контакты для 2-контактного разъема;
🔹 инструкция (полностью на русском языке);
🔹 гарантийный талон.
Функционал данного бортового компьютера на столько огромен, что я долго думал, как все это вместить в одну запись 😁 Решил, что будет правильное будет описать то, что полезно мне.
Подключив БК в разъем, я думал, что разобраться в нем будет сложно, потому что очень много настроек, дисплеев. Все обзоры (прибор достаточно новый), которые я нашел, были очень краткие и не давали полной картины о данном БК. На самом деле оказалось, что все достаточно просто и логично устроено.
И так, поехали!
Первым делом я решил определиться, где он будет находиться. Я попробовал его в разных местах на торпедо, и ничего лучше, чем место старого БК, я не нашел 😊
Были мысли установить его по центру, как делают большинство, но так мне было не удобно им управлять.
Также, я решил пока временно закрепить его на липкий коврик, чтобы уж наверняка понять, где его окончательно фиксировать.
Отлично, с местом определились 👍 Перед заказом, я немного волновался, ведь данный БК идет с большим экраном (цветной IPS дисплей 4.3", с разрешением 480х800), а значит и больше по размерам. В моем случае все отлично, БК отлично вместился 👍
Теперь нужно понять, как его будем подключать. Первый вариант (простой) через OBD-2, второй вариант с подключением к газовым форсункам, габаритам, зажиганию, датчику уровня топлива и датчику температуры.
Первое время буду пользоваться им через OBD-2, а чуть позже, как настрою и привыкну к нему, подключу полноценно, об этом я напишу в одной из следующих записей.
Сразу после подключения к OBD-2, бортовым компьютером можно полноценно пользоваться, настраивать и регулировать все настроки.
Предлагаю начать с дисплеев, всего их 42:
🔹 6 настраиваемых дисплея х 4 параметра;
🔹 4 настраиваемых дисплея х 7 параметров;
🔹 3 настраиваемых дисплея х 9 параметров;
🔹 8 графических настраиваемых дисплеев х 2 (или 1) параметр;
🔹 8 стрелочных настраиваемых дисплея х 2 параметра;
🔹 7 дисплеев средних параметров х 7 параметров;
🔹 2 дисплея парктроника;
Если честно, для меня, как для обычного пользователя, этих дисплеев слишком много, поэтому большинство я отключил. Для себя оставил буквально по 1-2 дисплея разных типов.
Для переключений между дисплеями используется кнопка «SET», далее просто листаем вверх или вниз.
Чтобы было понятно, что это за дисплеи и как они выглядят, я сделал видео. Оно не короткое, но в нем я перебрал каждый дисплей.
На данные дисплеи можно вывести огромное количество информации, но мне больше всего интересны такие, как:
🔹 время за поездку;
🔹 пробег за поездку;
🔹 расход топлива за поездку;
🔹 скорость за поездку;
🔹 мгновенный расход топлива на 100км за поездку;
🔹 остаток топлива в баке;
🔹 напряжение АКБ;
🔹 температура воздуха за бортом;
🔹 скорость;
🔹 обороты двигателя;
🔹 время впрыска;
🔹 температура охлаждающей жидкости;
Как Вы понимаете, это только та информация, которая интересна мне, полный список намного больше 😊
Очень полезная функция (как я считаю) – температура АКПП. В моем случае, эта функция абсолютно бесполезна, так как у меня МКПП, но владельцам автоматов этот момент может сильно помогать, отображая температуру АКПП. Очень странно, но мало у каких авто штатно отображается данная информация на панели приборов (заводском компьютере), хотя в случае с автоматами, этот показатель важен ровно также, как температура охлаждающей жидкости.
Для удобства, имеется горячее меню, которое позволяет осуществить быстрый доступ к 10 функциям, расположенным в "Дисплее установок".
Горячее меню нужно для того, чтобы оперативно использовать ту или иную функцию БК, а не искать ее где-то в настройках. Данное меню вызывается кнопкой «F», для выбора нужного пункта используем кнопку «SET».
Ниже будет видео, как это меню выглядит. Лично для меня данная функция показалась очень удобной.
Помимо дисплеев, на которые выводится информация в режиме «Онлайн», есть еще накопительные дисплеи. Всего их 8, но из них мне интересны 2 дисплея:
🔹 Средние/Сброс1 (расчет параметров производится от сброса до сброса);
🔹 Средние/Накопительный (дисплей рекомендуется использовать для общей статистики поездок).
Очень радует, что данный БК можно настроить полностью под себя, включая и накопительные дисплеи. То есть я просто отключил оставшиеся не нужные мне 6 дисплеев и теперь мне не нужно пролистывать полностью весь список.
Данные дисплеи вызываются кнопкой «TRIP».
Также, не выходя из данного меню, можно выполнить обнуление средних параметров. Сброс возможен для дисплея Средние/Сброс1.
Ниже будет видео с полным списком дисплеев. Описывать их в тексте я не стал, так как для меня они не актуальны.
И вот мы подошли к необычному, но полезному пункту – Дисплей ТО.
В данном разделе можно проверить наличие ошибок ЭБУ, а также удалить их, посмотреть доп. параметры (выводятся все параметры ЭБУ, доступные в выбранном протоколе диагностики, биты и флаги состояния переключателей, АЦП датчиков), стоп-кадр (значения параметров ЭБУ в момент обнаружения ошибки в работе системы), режим СТО (данный режим нужен, если вы хотите защитить МК от использования и перенастройки в случае, если а/м находится во время СТО), а также сроки ТО (замена фильтров, масел, свечей и даже оплаты ОСАГО).
Больше всего меня заинтересовал дисплей – «сроки ТО», я всегда слежу за пробегами, всё контролирую, но тут, во-первых, сам БК будет Вам напоминать о ТО, во-вторых, есть счетчик моточасов.
Я меняю масло каждые 5-6т. км, а теперь еще буду смотреть по моточасам, как раз актуально в зимнее время. Ведь именно зимой мы много тратим времени на прогревы двигателя, при этом километраж не накапливается.
Данный дисплей активируется кнопкой «SER», далее передвигаться по пунктам кнопками вверх и вниз, для выбора используйте кнопку «SET».
Лично для, данный пункт очень полезен. Ниже будет видео, так же на нем отображается разная информация с датчиков моего авто. К сожалению, мой автомобиль не так сильно напичкан электрикой и разными датчиками))) но думаю, владельцем более «электронных» машин будет это очень полезно.
Сразу при подключении, БК обнаружил у меня 2 ошибки, о них я знал. Связано это с тем, что у меня не работает первая скорость вентилятора охлаждения, электрик что-то сделал, чтобы включалась на 95 градусах сразу вторая скорость, он также меня предупреждал, что будут ошибки, так что я их не испугался 😊, а это еще раз говорит, что он действительно работает как компьютер, а не как пейджер.
Кстати, китайский БК у меня ни разу не пищал на ошибки.
Обо всем я рассказал, а вот о самом главном, о настройках я и забыл 😊
В настройках очень много режимов регулировок, что бы понимали, можно настроить даже цвет шрифта под дизайн авто 😊 Описывать все настройки нет смысла, все есть в инструкции, единственное, я покажу как активировать автоматическую яркость дисплея. Сделал я это потому, что у БК очень яркий и сочный дисплей, что очень хорошо в светлое время суток, но немного напрягает в темное.
Яркость может регулироваться двумя вариантами: автоматически при подключении к габаритам, и второй вариант – автоматически по времени. В моем случае габариты не подключены, поэтому мне идеально подходит второй вариант – автоматическая регулировка яркости по времени. Так как сейчас темнеет рано, я установил дневное время с 8:00 до 17:40, как это сделать, я показал на видео ниже.
Теперь в дневное время у меня максимальная яркость (уровень 4), а в ночное время у меня минимальная яркость (уровень 1).
Не обошлось и без сложностей, я столкнулся с одной проблемкой, БК не включался автоматически при запуске двигателя. Что мне делать и настраивать я не знал, поэтому позвонил в тех. поддержку. Там мне техник объяснил, что нужно изменить в настройках, и мне это помогло 👍 Поэтому делюсь данной информацией с вами.
Итак, если все-таки Ваш БК отказывается включаться самостоятельно после запуска двигателя, то сделайте следующее:
Переходим в дисплей установок, для этого необходимо длительно (более 2 секунд) нажать на кнопку «SER», далее переходим в раздел «Источники» (для выбора параметра используйте клавишу «SET»).
Теперь в пункте «Замок» должно быть выбрано «Вирт.». Если это не помогает, то нужно повысить его чувствительность, для этого в том же разделе «Источники» спускаемся в параметр «Замок Уров.» и ставим уровень от 1 до 3 (1-минимум, 3-максимум).
В данном пункте меня порадовало то, что есть тех. поддержка, которая может подсказать и помочь 👍
После того, как все, что нам нужно, было настроено, предлагаю посмотреть все датчики/показатели в действии, то есть в движении. Забегая вперед, выглядит очень прикольно, и из всех мне больше всего понравились графики. По ним явно видно, как машина прогревается, набирает скорость, растут и падают обороты, мне очень понравились 😊
Также, возможно у Вас будут не точные показатели по расходу топлива, не пугайтесь этого, нужно всего лишь сделать калибровку. Это очень просто и полный процесс написан в инструкции. Если простыми словами, то нужно заправиться до полного бака, выбирать режим поправка, потом нужно потратить не менее 25 литров бензина, и снова заправиться до полного бака. Далее в настройках вводим цифру, сколько литров зашло в бак, и все. Теперь БК автоматически высчитает погрешность и внесет ее в настройки 😊
Пока не ушли далеко от заправки, в БК есть очень полезная функция – контроль качества топлива. Да, все верно, с данным БК можно определить на сколько качественное топливо на той или иной АЗС. Предлагаю остановиться на этом месте по подробнее, потому что об этом мне сказал мастер в тех. поддержке 😊
Будем идти по порядку)
1.заезжаем на АЗС, которой мы доверяем, заправляемся хорошим (как мы думаем) бензином;
2. теперь даем какое-то время поработать машине, при этом вся электрика (фары, подогревы, кондиционер, музыка и другое) должна быть выключена. Все это мы производим стоя на месте, на холостом ходу;
3 далее открываем дисплей установок компьютера, раздел "Управление", включаем "%впрыск", либо "%расход" и задаем эталон топлива.
В дальнейшем, при каждой остановке, при оборотах менее 1000,
выбранный параметр (впрыск или расход/час) будет переключаться в режим
отображения качества топлива, то есть будет отображаться процент отклонения этого
параметра от эталона. Если происходило увеличение длительности впрыска
и расхода в час на холостом ходу, то было залито некачественное топливо. Если нет, то топливо хорошее.
Пока я данный способ не пробовал, но это очень полезная функция, после температуры АКПП и дисплея ТО.
По данному устройству я сделал для себя выводы, что БК это не только устройство, которое считывает ошибки и показывает скорость, а вещь, с которой можно полноценно контролировать всю электрику, строить графики, планировать ТО и вовремя его делать, отображать температуру АКПП, проверять качество топлива и это далеко не все, на что способно устройство. Скорее, это устройство даже будет больше полезно для владельцев новых авто, так как именно там имеется большое количество электроники, а при появлении и выявлении ошибки на СТО с Вас непременно снимут не малую сумму. С данным БК все проблемы можно выявить самостоятельно, а на СТО приехать уже для решения конкретной проблемы, и то, в большинстве случаев все можно решить самому, почитав интернете что за ошибка и как она решается.
😊
На сегодня у меня все, чуть позже будет вторая часть с полноценным подключением к газовым форсункам, постараюсь ее сделать до конца года.
Всем большое спасибо за внимание 😊