Миф об армейском братстве
Переступаю порог взвода обеспечения. Я здесь новенький. Предстоящий месяц у меня пройдёт под знаком жёсткой адаптации через драки, быкование и попытки сохранить своё жалкое имущество в виде нескольких мятых купюр и ремня.
Впрочем, такова жизнь в армии, и за последние полгода я хорошо это понял.
На тумбочке стоит дневальный. Это Тыча. Он моего призыва. Тыча интересуется, есть ли у меня деньги.
- Всё равно же отдашь... - вяло тянет он.
Я не осуждаю Тычу. Он живёт по законам, которые сам не создавал. Здесь все так выживают, ибо человек человеку волк.
Все взаимосвязи в армейском коллективе - это пищевые цепочки, являющиеся инструментами перераспределения ресурсов (денег, еды, сигарет и того, на чём можно нажиться). Пока ты не встроился в эту экосистему - ты самое нижнее звено цепочки и все пытаются тебя сожрать. Ты просто ресурс. Существо в сапогах и с кокардой на шапке, которое можно, как минимум, заставить выполнять грязную работу.
Самое интересное, это то, что в армейском коллективе ВСЕ заинтересованы в том, чтобы опустить другого по иерархии. Потому что если кто-то опустился пониже, то ты автоматически поднялся повыше. Теперь он, а не ты, будет мыть полы, умирать в нарядах, служить объектом издевательств, а ты можешь получить с него хоть что-то: продать его ремень или отжать у него масло в столовой...
Такие коллективы можно назвать виктимными, так как они направлены на виктимизацию личности.
Виктимность - от латинского"victima" - "жертва", проявление в психике человека комплекса жертвы. Виктимизация - процесс превращения человека в жертву (преступления, манипулирования и пр.), то есть подавление в нём воли.
После армии вернувшись на гражданку, я часто задумывался о том, что армия - лишь модель гражданского общества. То есть глобус, который позволяет лучше понять, как устроен мир.
Но бывают ли коллективы другого типа?
Не всё так однозначно
На ум сразу приходит несколько вариантов коллективов, где виктимизация должна отсутствовать по определению.
1. Семья.
В семье родители заинтересованы в том, чтобы ребёнок развивался как личность. И если это так, то такой пример семьи - пример венаторного коллектива.
Венаторность - от латинского "venator" - "охотник", характеристика личности, основанная на ясном понимании своих ценностей и способности их реализовывать в своём поведении. Является антиподом виктимности.
Венаторный коллектив устроен так, что он и является той самой развивающей средой, которая подтягивает личность до более высокого уровня, а не подавляет её. В отличие от виктимного коллектива, здесь ВСЕ лично заинтересованы в развитии каждого члена.
Впрочем, будем реалистами. На деле бывают семьи явно виктимного плана, а чаще родители материально обеспечивают существование ребёнка, но напрямую никак не влияют на его личностный рост (а то и служат дурным примером).
2. Школа.
С благодарностью вспоминаю многих своих учителей, которые искренне были заинтересованы в развитии нас, балбесов. Но!
- Школьный педагог занимается проблемой развития ребёнка в рамках конкретной дисциплины. Он не занимается вопросами личностного роста.
- Школа как система - явление больше бюрократическое, чем образовательное. Отчёты и цифры по важности здесь явно перетягивают всё остальное.
- Буллинг часто превращает класс в откровенно виктимный коллектив.
3. Религиозное объединение.
Один мой знакомый рассказывал, как попал на вечеринку в какую-то религиозную общину. Его поразило качество общения присутствовавших там людей: взаимоуважение, внимание, поддержка... Казалось бы - вот он, действительно, венаторный коллектив.
Однако и здесь не всё так однозначно. Религиозные догматы требуют от человека абсолютной веры, даже если вера строится на каком-то диком абсурде. Вера, лишающая человека права на сомнение, лишает его инструмента познания. Развитие личности строго ограничено рамками религиозной картины мира.
Собственно, так работают секты, представляющие из себя сообщества-химеры, где технологии социальной инженерии тесно завязаны на коммерческие интересы. Создаётся внешняя атрибутика братства, за кулисами которого делаются деньги на наивности людей.
И всё-таки мне приходит на ум один единственный пример коллектива венаторного типа.
Братство
Студентом я попал в бойцовский клуб. У него была своя идеология ("путь воина"), общее дело (тренировки) и общий враг (гопота). Мы все были одной командой совершенно равноправных членов, никто здесь ни на ком не наживался, не было никакой религиозной чепухи и все были искренне заинтересованы в развитии друг друга по принципу: чем сильнее мой друг, тем сильнее я сам.
Мы очень много общались за рамками тренировок, отмечали вместе дни рождения и какие-то праздники, помогали друг другу по поводу и без повода. И вот это единственное место, где я нашёл настоящих друзей, со многими из которых поддерживаем связь до сих пор.
ЧТО ОТЛИЧАЛО ЭТОТ КОЛЛЕКТИВ?
1. Развивающая философия.
Культивируемая нами идеология не имела ограничивающих догматов, не требовала веры, а напротив, подталкивала к сомнению, проверке, размышлению, способности - ибо ты должен быть САМ, чтобы быть ценным для дружины. Поэтому мы все были разные, но у нас были общие ценности: сила, мудрость, свобода, достоинство.
2. Бескорыстие.
Мы платили небольшие деньги тренеру, но это была больше фикция, чем заработок. Он был один из нас, тренировался вместе с нами на улице в любую погоду, показывая пример.
3. Отношение к другим, как к самому себе.
"Друг за друга, если надо, вступим в драку и умрём" - эта песенка КиШа была про наш коллектив. Каждый из нас ценил интересы друга больше, чем свои собственные. Так мы понимали дружбу. Мы не были кровными братьями, но были братьями по духу, а это бывает крепче.
И пример нашего коллектива лучше всего доказывает весьма контринтуитивный факт: дружба - явление как правило спонтанное, но вовсе не обязательное. Ведь наш коллектив был СОЗДАН нашим тренером. А это значит, что в её основе лежат свои механизмы. Скрытые - да, но вполне познаваемые, а значит - реализуемые...
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК