Я должен закончить начатое! Уже скоро очередная летная неделя завершится, а я все никак не добью воспоминания о прошедшей.
Спасибо Крю Контролю за то, что не вызвали меня из ночного резерва. Надеюсь, это позволит мне сегодня поделиться воспоминаниями об Аммане и Эр-Рияде.
| Ссылки на предыдущие рассказы:
Кстати, я ведь был у них на крючке. Они даже позвонили в половину одиннадцатого, дабы порадовать: "Кэптэйн, вы нужны нам на рейсе в Эр-Рияд, время явки - полночь", - как вдруг чей-то волшебный голос на заднем плане что-то сообщил звонившему, и тот мигом подобрел: "Нет, Кэптэйн - оставайтесь в резерве! Всего доброго!"
И такое бывает, да.
С другой стороны - я бы, пожалуй, с радостью слетал. С меркантильной радостью - в ноябре мне запланировали 83 часа, но так как каждый полет чуть короче, чем по расписанию, то на сегодня уже 81. И еще уменьшится. И получится ни то, ни се. Если уж летать свыше 75, то летать "по-взрослому" - то есть так, чтобы кошелек почувствовал.
Вот. Я уже придираюсь. Такие вот мы пилоты: всегда найдем на что пожаловаться. Куда нас не целуй, везде... Кхм.
Раз уж день сегодня такой, поделюсь своими творческими сомнениями, прежде чем расскажу о полетах в Амман и Рияд. Я уже давно устал от рассказов, в которых подробно описываю выполненный полет. Когда-то это было в новинку и для меня самого, и для публики, но в один прекрасный момент (а было это еще тогда, когда я работал в "Глобусе") понял, что повторяюсь. "Прошел досмотр, врача, привет-привет в штурманской, слетали, CRM, спасибо, самолет!" - рассказы стали напоминать дневник. Поэтому я ушел из начальников в рядовые, затем поменял работодателя и уехал за рубеж - все для того, чтобы внести в рассказы разнообразие.
Шучу, конечно.
Но и начав новую эпопею рассказов о полетах над Арабией* , очень скоро наткнулся на то же чувство. По сути, полеты были плюс-минус одинаковыми, только направление менялось. Писать о том, как слетали в классную погоду? Моя природная лень протестует!
К слову, до сих пор ломаю голову, как назвать будущую серию книг, посвященной работе на Ближнем Востоке. Пока в голову приходит лишь "Записки марсианского пилота". Предложите свой вариант, пожалуйста!
И пришла мне в голову мысль: "А чего б мне не писать рассказы не о конкретном полете, а об опыте полетов в этот город? О воспоминаниях, с ним связанных?" Мне показалось, что это неплохой вариант, благо что за много лет полетов есть что вспомнить. И я начал подмешивать свои воспоминания в "отчеты о полетах". Смех-смехом, но не раз получал комментарии, мол: "Ждем очередного отчета о полете!"
Амман
Итак, Амман. Столица и крупнейший город Иордании. В древности назывался Раббат-Аммон, в эллинистическо-римскую эпоху - кто бы мог подумать? - Филадельфия! Нет, я не такой уж и подкованный в истории, как, возможно, показалось. Спасибо Википедии - с ее помощью можно блеснуть эрудицией. Теперь буду знать, откуда в США взялась Филадельфия.
У меня не так много воспоминаний, связанных с полетами в Амман. Самое яркое и самое смешное связано с тем, что до 2016 года я жил и знать не знал, что существует на свете страна... Оман. И когда мой друг Дима Малаховский сообщил, что уходит из "Глобуса" ради жизни в Омане, то я (как и очень многие в дальнейшем, когда об этом говорил уже я), расслышал неправильно и решил, что речь идет о городе Аммане в Иордании. Как тут не вспомнить Задорнова и его американского солдата: "Многие не знают, как правильно писать: Ирак или Иран?" - у меня было то же самое с Оманом и Амманом.
Еще одно воспоминание: один из редких моих полетов в дождь в ближневосточной эпопее случился в Амман. Представляете, как это редко здесь бывает, если стало воспоминанием?
До Аммана три часа лету - неплохой рейс, если не ночной, конечно. Вот. А этот рейс начался в самое нелюбимое мною время: явка в 20:05 - перед таким рейсом толком выспаться нет никакой возможности, максимум два часа подавить кровать, и то без гарантии хотя бы дремы. А вот Дима говорит, что ему как раз такие ночные рейсы по душе...
Совам нас, жаворонков, не понять.
| Второе издание книги "Взлет разрешен!" в Лабиринте
Мою душу греет то, что в случае чего доберу немного сна на эшелоне, благо что существует такая процедура в РПП авиакомпании. Соблюдая ее, спать можно законно и беззастенчиво - не то что в старое время, когда спали, конечно же, но было немножко стыдно за проявление собственной слабости в нарушение строгих правил.
Оба длинных ночных полета прошли чинно и спокойно. И забылся бы этот рейс навсегда, если бы не прекраснейшее из зрелищ, сопровождавшее и наш полет в Амман, и возвращение в Оман. Примерно на траверзе Бахрейна, к северу от трассы, над южным побережьем Ирана бушевали замечательные грозы. Еще при подготовке к полету я обратил внимание на наличие гроз в этом месте в сводке опасных метеоявлений, а через два часа увидел их воочию, и не залюбоваться не было никакой возможности. Я много гроз ночных повидал за двадцать лет полетов на больших самолетах, но не каждый раз они настолько мощные, что молнии бьют чуть ли не раз в две-три секунды, красиво освещая небо и окрестности. До грозовой облачности много десятков километров, но смотрится - будто рукой подать!
Конечно, я попытался наделать видео и фотографий. Первое не получилось, второе, собственно, тоже. Делюсь тем, что есть.
Вытягивал фото, как умею. Представляете, какое это зрелище вживую - звезды в небе, "звезды" на земле (точнее, на воде Персидского залива), а между ними - сверкают молнии, освещая огромную, в четверть правой полусферы, тучу!
Ба-бах!
Когда-то вид мощной ночной грозы послужил значительным аргументом в пользу того, что я выбрал профессию пилота. Мне было 11 лет, отец впервые взял меня с собой в рейс. Мы летели по маршруту Барнаул-Омск-Симферополь, и вот первый отрезок и прошел под молчаливую феерию вспышек, окруживших наш Ту-154 со всех сторон. Я весь полет простоял за отцовским командирским креслом, пораженный невиданной до того момента красотой. И когда на посадке под звездами и облачностью увидел огни ночного города - миллионы бриллиантов, разбросанных по черноте, и ёлочку посадочной полосы, как вишенку на торте, был сражен окончательно. И этот счастливый пацанячий восторг - да, одна из главных причин, почему в сложном 1996 году я, очень домашний мальчик, рискнул поступить в летное училище в бандитском Бугуруслане.
| Серия рассказов "Один курсант из БЛУГА"
В этом полете в Амман и помимо грозы нам открылись чудные виды. Столица ОАЭ Абу-Даби:
Бахрейн...
Просто красивые виды...
Заход в Аммане был традиционно "спортивным" - здесь так диспетчер заводит, что ты всю дорогу шпаришь выше нормального профиля снижения. Ничего сложного, если ты к этому заранее готов. Мы, конечно, готовы были. На прямой воздух был настолько расслабляюще-спокойным, что я, впав в благодушие, прозевал просадку самолета над самым торцом. Ну, "прозевал" - сказано громко, конечно. Но да, почти дал самолету начать просаживаться, прежде чем "проснулся", поддернул штурвал на себя и чуть добавил режим, аккуратно вернув "Макси" на землю. Священную и для христиан землю, замечу! Неподалеку течет река Иордан, а с ней столько всего связано.
На перроне:
В полете обратно мы снова любовались грозой, она лишь немного сместилась на восток. Ох и разбушевалась Стихия в эту ночь! Не менее шести часов кряду грозы терзали южное побережье Ирана!
Ну а мы - как в самых лучших пожеланиях пилота - любовались на эту зловещую красоту издалека. Километров с трехсот на этот раз.
И ведь есть у меня приличная компакт-камера, да только трэвел-блогер из меня совсем никудышный стал. Расслабили эти смартфоны - их хватает в большинстве случаев, да и фото можно на лету обработать и тут же им поделиться. Но вот настает тот самый случай, и... Вот прямо сейчас - встану и положу "Соньку" в рабочую сумку!
Как я понял, что до грозы триста километров? Да очень просто - по радару ее обрез аккурат на удалении 160 морских миль.
И, конечно же, привычной уже наградой за бессонную ночь (воспользоваться возможностью принять форму кресла, видя такие красоты, не получилось) стал очередной рассвет, встреченный в полете.
Эр-Рияд
Моя рабочая неделя завершилась ночным рейсом в столицу Саудии Эр-Рияд. Этот рейс был из тех ночных, что мне по душе: явка в полночь, можно неплохо отдохнуть, блага запаса для сна после возвращения из Аммана было на две лежки, утреннюю и вечернюю.
На фоне феерического путешествия в Иорданию воспоминания об этом полете довольно блеклые. Да и, признаться, из всех прошлых воспоминаний о полетах в Эр-Рияд, я помню лишь океан огней, мимо которого мы пролетаем, если садимся с юга, и над которым летим, если на юг вылетаем.
Улицы немалого (8 млн населения) города расположены примерно прямо-перпендикулярно:
Темной арабской ночью эта геометрия на той небольшой высоте, на которой мы над ней летим, смотрится интересно - как будто огромный светящийся ковер:
И вновь мы были вознаграждены за бдение красивым рассветом, более того, Маскат закрылся туманным покрывалом - зрелище не столь частое, но очень красивое!
Вот так закончилась моя предыдущая рабочая неделя. За ней последовали два выходных дня, дневной резерв, из которого я не слетал, и двойной Дубай: два рейса в этот удивительный город за один день.
| Boosty Sky Stories - новинки моего творчества и эксклюзивные материалы, доступные только подписчикам Boosty Sky Stories!
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Мои книги "Небесные истории":
| Издательство "Эксмо"
| Издательство "Ридеро"
| Книги на Литрес