Найти тему
Александр Дедушка

"Христианство для учителя" - как найти Путь, обрести Истину и получить Жизнь вечную?

Христос - Учитель
Христос - Учитель

«Путь, Истина и Жизнь»

Не зря, наверно, так распространены метафоры, сравнивающие жизнь с путем, с дорогой, которую нужно пройти, отсюда же и выражение «жизненный путь».

Давайте рассмотрим образ жизненного пути в христианстве.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14. 6).

Здесь можно увидеть два аспекта: сам путь и его цель.

Начнем со второго аспекта. Если бы я спросил вас, коллеги, что является целью вашего жизненного пути, ответы, наверно были бы самые разные. Но с религиозной точки зрения целью любой жизни является «приход к Богу» - установление связи с Ним и реализация в том или ином призвании этой связи.

О призвании мы поговорим попозже, а пока сосредоточимся на первом этапе – «прихождении к Богу». Все религии предлагают тот или иной путь этого «прихождения», и заявление Иисуса Христа об исключительности пути к Богу «через Него» является для христианина принципиальным. К Богу, как к Отцу (обратите внимание, здесь нет унижения других религий; ни одна из них не ставит цель прихода к Богу как к Отцу), можно прийти только через Иисуса Христа.

Теперь о самом пути.

Для успешности любого пути необходимы две вещи: знание истинной и кратчайшей дороги к цели и физическое состояние идущего, его жизненные силы; выражаясь предельно символично – «истина» и «жизнь».

Иисус Христос Сам на Себя берет эти важнейшие условия успешного пути. Он не только Сам Путь, по которому люди приходят к Богу (учение И.Христа мы подробнее рассмотрим во второй части книги), Он же Сам гарантирует истинность этого пути и дает жизненные силы идущему. Образно выражаясь, Он и сама дорога, и хлеб в котомке, и указатели на пути, и солнечный свет, и ночная полярная звезда…

Что же представляют собой люди по отношению к этому исключительному пути?

«Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу…» (Ис. 53. 6).

Вот он, исключительно точный библейский образ – люди как овцы, не имеющие пастыря и разбредшиеся кто куда своими путями, в большей или меньшей степени, но удаленные от истинного пути и безопасной пажити, то есть от Бога:

«… рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому» (Иез. 34. 5).

То есть гибнут на этих путях, попадая в звериные пасти, ловушки и капканы ложных учений и различных обольщений.

А теперь роль Иисуса Христа:

«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9. 36).

Дело даже не в неимении пастыря как такового, а в неимении такого пастыря, который ради спасения овец, избавления их от ложных, полных опасностей путей, готов сделать все, даже пожертвовать жизнью ради них.

Иисус Христос – именно такой Пастырь:

«Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10. 11).

И наконец, главное заявление Иисуса Христа по поводу пути. Он не просто «путь», Он и «дверь» в конце этого пути, открывающая вход к «пажитям» вечной жизни:

«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10. 9).

Теперь отойдем от образа «пастуха и овец» и рассмотрим в жизненном пути другой его аспект.

Мы ведь, согласитесь, друзья, часто жалуемся на «тяжесть» жизненного пути. Эта тяжесть иногда в почти буквальном смысле не дает «ни вздохнуть, ни продохнуть», как невидимый тяжелый груз, пригибая наши души к земле.

Конечно, «качество» и «количество» этой тяжести у каждого бывает свое, но, чаще всего, она связана с изнуряющим трудом для обеспечения средств существования, в более широком смысле – борьбой «за место под солнцем», имея в виду не только материальные условия жизни, но и все остальные (психологические, духовные и т.п.).

Тяжесть этой борьбы порой невыносимым бременем ложится на душу, заставляя нас ощущать почти физические вериги и цепи, сдавливающие со всех сторон наше существование, порождающие страстное желание порвать все эти путы и вырваться «на волю».

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11. 28-30).

Прислушаемся к этим словам. Нам предлагается весь непомерный груз битвы за жизнь, который мы несем, надрываясь, - снять, сложить его у ног Христа и успокоиться.

Заманчивое предложение, не правда ли?

«Эх, если бы и вправду так можно было…» - подумал кто-то из вас…

Вы ждете, что я сейчас начну бороться с вашим пессимизмом, но я этого делать не буду. Более того, я сейчас буду нападать на тот необоснованный оптимизм, который иногда виден у некоторых христиан, на мой взгляд, недостаточно глубоко вдумавшихся в эти слова. Они часто вслед приводят слова Иисуса Христа «не заботьтесь» и «не беспокойтесь», и складывается впечатление, что у христиан вообще не должно быть никаких забот и хлопот на жизненном пути.

Посмотрите внимательно. Иисус Христос предлагает не просто снять бремя и остаться налегке, а поменять свое «бремя» на Его «иго», научившись у Него кротости и смирению.

Разница в том, что ты теперь на земле живешь не для себя исключительно (включая своих детей, внуков и т.д.), а для Него – Господа Иисуса Христа, поэтому ты складываешь свое «бремя» борьбы за жизнь у Его ног и берешь на себя Его «иго», исполняя полученное от Иисуса Христа жизненное призвание. Это жизненное призвание дается Христом в виде «креста», который отныне становится «твоим крестом», неся который ты выполняешь свое призвание.

«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10. 38)

То есть нельзя идти за Христом беззаботно, не возложив на себя полученного от Него креста.

Итак, друзья, у нас с Вами есть альтернатива. Мы можем идти по жизненному пути, изнывая под тяжестью собственного бремени, то есть борьбы за жизнь во всех смыслах. Или сложить собственное бремя и поднять «Христово иго» - крест своего призвания.

«В чем же разница?» - спросите Вы. Так ведь в том то и дело, что иго Христа «благо», в отличие от нашего собственного бремени, которое к тому же не может не осложняться дополнительным «игом» страстей и грехов, обременяющих душу многократно увеличенной тяжестью. И такое «иго» зачастую превращается в безжалостное «рабство» греху, очень скоро приводящее душу к полному истощению и даже гибели:

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы… или рабы греха и смерти, или послушания к праведности» (Рим. 6. 17).

«Послушание к праведности» имеет результатом то, что Ваш крест точно подобран для Вас и соответствует всем Вашим силам и возможностям, а «благость ига Христа» обеспечивает Вам благодатную помощь свыше на всех подъемах и перекрестках жизненного пути.

«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6. 22)

Но, несмотря на благодатность итога, путь под «игом Христа» отнюдь не обеспечивает легкой и беззаботной жизни. Нести крест свой порой тяжело и мучительно, ведь исполнение своего призвания никогда не дается человеку легко – оно соответствует твоим максимальным силам и возможностям, требует от тебя полной мобилизации. Так что до легкости ли здесь?

Но!.. Наши оптимисты правы в одном и очень, очень существенном.

Приведем полностью отрывок с «не заботьтесь»:

«Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или: «во что одеться?»

Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6. 31-33).

В этом отрывке Бог обещает взять на Себя заботу о материальных условиях жизни человека – еде, питье, одежде. Но ведь это и есть то самое «бремя», которое мы несем в этом мире, борясь за «место под солнцем». Особенно это касается нас, учителей, с нашими невысокими зарплатами и уровнем материальных возможностей. Мы можем нести это бремя сами, можем доверить его Богу. Если мы, доверяя Богу, складываем это бремя под ноги Его Сына, становимся под Его «иго», беря на себя свой крест, то Бог начинает Сам заботиться о наших материальных нуждах.

Сказка?.. Но это не только авторитет Божьего Писания, но и опыт многих и многих поколений христиан!..

Более того, скажу, что наше отношение к этой проблеме есть наилучшая проверка нашего доверия Богу. Не веры в Бога, а веры Богу.

Можно быть верующим человеком и продолжать изнывать под бременем борьбы за существование из-за нехватки доверия Богу. Такая картина достойна сожаления. Но здесь, как и ранее, необходим «подвиг веры». «О моих материальных нуждах заботится Бог, я же прежде всего «ищу Царства Божьего», а, найдя, прикладываю все силы для служения Ему» - это духовная суть «подвига веры» в данном случае.

Положение «доверяющего» верующего можно сравнить с положением солдата в армии. О его материальных нуждах заботится государство: его и оденут и накормят. Задача солдата - служить и служить честно, неся «иго» «тягот и лишений военной службы» и не заботиться обо всем прочем. Аналогия с верой здесь прямая. Но в отличие от ситуации с солдатом, забота Божья о верующем гораздо всеохватнее и полнее, к тому же она распространяется не только на тебя, но и на твоих детей и потомков.

«Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36. 25).

Напомню, коллеги, что мы рассматриваем жизненный путь верующего человека, для которого Христос есть «путь, истина и жизнь».

Есть еще один, очень важный, может, даже главный, сакрально-мистический аспект этого пути.

В предыдущем отрывке мы говорили о материальном обеспечении жизни верующего, в частности, «пище и питие», о которых Бог призывает не заботиться и которые обещает обеспечивать верующему человеку. Но, оказывается, христианский жизненный путь, путь, приводящий тебя к порогу вечной жизни, невозможно пройти, не подкрепляя своих сил «Пищей и Питием» совсем иного рода.

«И когда они сели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое;

И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все.

Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих проливаемая во оставление грехов» (Мф. 26. 26-28);

«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира…

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6. 51, 54).

В физическом смысле нет более тесного единения двух веществ – чем слияние их в одно в новом качестве.

Нет другого способа более тесного единения с Иисусом Христом, чем принятие в себя Его Тела и Крови, которые отныне становятся частью твоего естества, твоей плоти и крови. И в этом заключается величайший смысл христианского таинства причащения, или евхаристии, во время которого такое единение достигается.

Православные христиане верят, что во время Божественной Литургии хлеб и вино невидимо пресуществляются в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа (есть христианские конфессии, которые считают, что это происходит лишь символически), и в каждого причащающегося действительно входит частица Божественного Спасителя.

Таким образом, Иисус Христос для идущего по трудной жизненной дороге и несущего свой крест верующего не только сам Путь, по которому он идет, не только Свет истины, который ему эту дорогу освещает (обратите внимание: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8. 12)), но и Хлеб, которым верующий подкрепляет себя в пути.

А конец этого пути – воскресение и жизнь вечная. Точнее, какой конец? Это начало нового этапа жизни, жизни вечной, над которой смерть уже не властна.

Стоит задуматься, коллеги, над всем этим при выборе собственного жизненного пути.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь