Режимы наложения / Blending Modes — это алгоритмы, по которым исходная картинка меняется, когда на неё сверху накладывают другую. Если к фотографии добавить изображение или сделать рисунок самому с помощью кисти поверх исходника, то разные режимы наложения дадут разный результат.
Разбираемся, где находятся режимы наложения слоёв и как их менять, а также как их использовать при редактировании фотоснимков.
Где в Photoshop режим наложения
Все режимы наложения в Photoshop находятся в палитре Слои / Layers. Если этой палитры нет в рабочем пространстве, найдите её в меню Окно / Window - Слои / Layers или нажмите горячую клавишу F7, которая отвечает за быстрый вызов палитры слоёв.
Как изменить режим наложения
Режимы наложения «прячутся» в выпадающем списке. По умолчанию у всех слоёв стоит режим Нормальный / Normal. Если нажать на него, вы увидите выпадающий список.
Важно: Вы меняете режим наложения того слоя, на котором находитесь. Чтобы встать на нужный слой, просто кликните по нему левой кнопкой мыши.
Читайте также:
Подробный гайд по слоям в Photoshop: что это, зачем нужны, как пользоваться
Как изменить режим наложения инструмента
Режимы наложения меняются не только у слоёв, но и у инструментов для ретуши и рисования — кисть, штамп, восстанавливающая кисть, точечная восстанавливающая кисть.
Где применяют режимы наложения
Любой из режимов наложения можно применить к следующим слоям и инструментам:
- Дубликату исходника.
- Картинке, которую положили поверх исходника.
- Слою, полностью залитому цветом.
- Пустому слою, на котором вы собираетесь рисовать кистью.
- Пустому слою, на котором вы собираетесь ретушировать Штампом или Восстанавливающей кистью.
- Инструментам для рисования и ретуши — Кисть, Штамп, Восстанавливающая кисть, Точечная восстанавливающая кисть.
- Корректирующим слоям, типа Кривых, Заливки цветом, Фотофильтра, Цветового баланса, Цветовой тон/Насыщенность, Поиск цвета.
Чем режимы наложения отличаются и в каких случая используются на практике, читайте в блоке ниже.
Чем отличаются режимы наложения
Режимы наложения делятся на 6 групп. В программе это разделение визуально оформили с помощью горизонтальных чёрных полос в выпадающем списке.
Обычные режимы наложения
Эти режимы наложения, применённые к слою над исходником, перекрывают исходник. При этом фотография снизу не меняется.
Состоит из двух режимов:
– Normal / Нормальный (стандартный по умолчанию для всех слоёв). Его воздействие похоже на результат, когда мы смотрим на одну сцену (исходная фотография) на другую (накладываемый слой) через полупрозрачную плёнку.
– Dissolve / Затухание. Если непрозрачность у слоя в этом режиме 100%, то результат такой же, как и у Нормального — верхний слой полностью перекрывает нижний. Но, если на верхнем слое есть полупрозрачные пиксели, то режим наложения Dissolve / Затухание заменит их теми, что есть на исходнике. На практике в фотографии не применяется.
Затемняющие режимы наложения
Накладываемое изображение будет затемнять исходник и убирать светлые детали. Darken / Затемнение — самый «слабый» из затемняющих режимов, а Darken Color / Темнее — самый мощный. С помощью них тонируют фотографии, рисуют тени, накладывают тёмные и чёрные текстуры.
В эту группу входит пять режимов наложения:
– Darken / Затемнение. Так как режим убирает светлые детали, с помощью него можно легко стирать светлую пыль, царапины, точки с тёмных объектов. Достаточно просто поставить Штамп / Stamp или слой, на котором вы будете «штамповать», в режим Затемнение. Это актуально для ретуши тёмных предметов, подводной фотографии, восстановлении и оцифровке старых плёночных фотографий.
Читайте также: Инструменты ретуши: штамп, восстанавливающая кисть
– Multiply / Умножение. Чаще всего именно с помощью этого режима наложения рисуют тени.
Читайте также:
Как нарисовать тень — 3 способа
– Color Burn / Затемнение основы. Режим наложения делает светлые объекты на фотографии более насыщенными и контрастными. Также с помощью этого режима можно нарисовать тени на полупрозрачных объектах — каплях жидкости, льде, стекле, драгоценных камнях, что полезно в предметной ретуши, когда нужно сделать объект контрастнее.
Читайте также: Зачем нужны маски в Photoshop и как ими пользоваться
– Linear Burn / Линейный затемнитель. С помощью него можно затемнить светлые объекты, не потеряв при этом детали в тёмных частях картинки.
– Darken Color / Темнее. Сравнивает два слоя — исходник и накладываемую картинку — и проявляет только те пиксели, которые темнее тех, что на исходнике.
Осветляющие режимы наложения
Противоположность пяти затемняющим режимам наложения. Они осветляют исходную фотографию. Как и с затемняющими, каждый следующий режим наложения даёт эффект сильнее предыдущего. С помощью этих режимов наложения рисуют свет, тонируют фотографии в светлые тона, накладывают текстуры дыма, огня, вспышек света, лучей.
Пять режимов наложения:
– Lighten / Замена светлым. Удаляет с фотографии тёмные пиксели. Можно использовать для ретуши светлых предметов, одежды, лица, на которых есть тёмные пятна. Например, осыпавшаяся тушь на коже.
– Screen / Экран. С помощью него рисуют свет.
– Color Dodge / Осветление основы. С помощью него можно осветлить тёмные участки фотографии и тем самым вытащить из них детали.
– Линейный осветлитель (добавить) / Linear Dodge (Add). Позволяет осветлить тёмные области фотографии, проявить в них детали.
– Lighter Color / Светлее. Сравнивает два слоя — исходник и накладываемый — и проявляет только те пиксели, которые светлее тех, что на исходнике.
Контрастные режимы наложения
Самая большая группа режимов наложения, созданная в попытке сымитировать студийный свет. Результат зависит от яркостей на накладываемой картинке. Например, если вы накладываете чёрно-белый зебровый принт, то тёмные полоски будут затемнять исходник, а белые — осветлять. С помощью этих режимов наложения накладывают текстуры и тонировки, поднимают контраст, а также используют в ретуши как вспомогательные, чтобы поднять резкость, прорисовать светотень или разложить на частоты.
Читайте также: Что такое резкость и как поднимать её в Photoshop, Lightroom и онлайн
Группа состоит из семи режимов:
– Overlay / Перекрытие. Используют, чтобы накладывать тонировки и прорисовывать светотеневой рисунок при ретуши.
Читайте также: Всё про ретушь методом Dodge and burn
– Soft Light / Мягкий свет. Младший брат режима Перекрытие — работает также, но мягче.
– Hard Light / Жёсткий свет. С помощью него можно одновременно накладывать блики и тени, а также делать существующий светотеневой рисунок более явным.
– Vivid Light / Яркий свет. Это режим наложения, совмещающий в себе Color Burn / Затемнение основы и Color Dodge / Осветление основы.
– Linear Light / Линейный свет. Его используют для создания заготовки при ретуши методом Частотного разложения. Это универсальный, мощный и быстрый метод ретуши, который поможет везде — от ретуши бьюти-портрета до одежды и предметов.
Читайте также: Частотное разложение пошагово: суть метода, этапы, настройки
– Pin Light / Точечный свет и Hard Mix / Жёсткое смешение. Режимы практически не используется фотографами. Возможное применение — наложение тонировки или творческая обработка, но обязательно с сильной уменьшенной непрозрачностью слоя с тонировкой.
Сравнительные режимы наложения
Они сравнивают цвет исходника и накладываемой картинки, находят между ними разницу и, в зависимости от неё, меняют фотографию.
Группа из четырёх режимов:
– Difference / Разница. С помощью этого режима можно склеивать панорамы.
– Exclusion / Исключение. Режим используют для наложения тонировок. Чтобы результат был более плавным, уменьшите Непрозачность / Opacity слоя с тонировкой.
– Subtract / Вычитание. Используется для подготовки слоёв к ретуши методом частотного разложения.
– Divide / Разделить. Эффект похож на Color Dodge / Осветление основы, но гораздо грубее. Используется редко.
Покомпонентные цветовые режимы наложения
Они забирают с накладываемой картинки одну из составляющих — тон, насыщенность, цвет или яркость — и накладывают на фотографию снизу. Например, если вы зальете слой синим цветом и поставите в режим Цветность, исходник перекрасится в синий.
Сюда входят четыре режима наложения:
– Hue / Цветовой тон. Корректирующая картинка переносит на исходник тон (цвет). Этот режим используют, чтобы слегка изменить оттенок исходника или наложить тонировку.
– Saturation / Насыщенность. Переносит с корректирующего слоя на исходник насыщенность. С помощью него картинку можно сделать более или менее сочной в цветах. Чаще всего с помощью него насыщенность именно понижают, рисуя по слишком насыщенным объектам чёрной, белой или серой кистью.
Читайте также: Чёрно-белое фото: как сделать онлайн, в Photoshop и Lightroom
– Color / Цветность. Переносит на исходник цвет. Его часто используют, чтобы наложить тонировку и перекрасить детали на фотографии. Например, глаза, губы или изменить цвет кожи.
– Luminosity / Яркость. Его используют, когда хочется только изменить яркость, но не менять цвет. Например, если с помощью кривой осветлить картинку, то цвета станут не только светлее, но и насыщеннее. Если же поставить слой с кривыми в режим Яркость, меняется только яркость, а цвета остаются, как на исходнике.