Найти тему

Удивительно, что приносят в жертву духам Шаман-дерева

Посреди глухой тайги, вдали от человеческого жилья стояло жутковатое раскидистое дерево, увешанное самыми разнообразными предметами.

В детстве меня и брата бабушка с дедушкой каждую осень брали с собой в глухую тайгу. От села мы ехали двадцать километров по грунтовой дороге, а затем еще семь по лесной, местами болотистой тропе. У них была там охотничья избушка. Мы всегда останавливались около огромного странного дерева, стоящего недалеко от дороги. Издалека было видно, как разноцветные лоскутки, привязанные к веткам, болтаются на ветру.

Это было очень старое дерево, если учесть, что ближайшее село к нему в истории Якутии известно с 1634 года, а сама дорога не очень проезжая. Дедушка нам всегда говорил, что нужно обязательно остановиться и попросить у шаман-дерева хорошей дороги, оставив около него какое-нибудь приношение. Это могло быть что угодно – от оладушек до копеек.

Ыйик Мас Олекминский район
Ыйик Мас Олекминский район

Меня, ребенка, всегда поражало, каких только вещей не оставляли здесь люди! Это был самый настоящий музей под открытым небом! Помимо тряпочек всевозможных цветов, перышек, кусочков шкур, в кору дерева были положены монетки, сигареты, зажигалки и другие вещи. Это было одно из самых любимых нами мест, потому что было очень интересно рассматривать оставленные там предметы, которых с каждым годом становилось все больше.

Но самое удивительное, что я там обнаружила, это были стоящие у ствола дерева трехлитровые банки, доверху заполненные монетами и купюрами советского периода. И каков бы ни был соблазн у проезжих людей, но это богатство лежало в этом глухом месте годами и его никто не трогал! Мы с братом хорошо знали: у дерева брать ничего нельзя ни при каких обстоятельствах, хотя нас никто не пугал.

Так что же такое якутское шаман-дерево и какое отношение оно имеет к шаманам?

Еще Маак, путешествуя по Якутии, описывал, что якуты очень суеверный народ и всегда делают приношения в местах, где их путь прерывается каким -либо препятствием:

«Якуты, по крайней мере большая часть между ними, и по настоящее время считают себя окруженными добрыми и злыми духами, главным пребыванием которых считаются в особенности места, которые могут служить преградой во время странствий. Таким образом, духи населяют не только высокие водораздельные хребты, представляющие действительные трудности при переходе через них, но и холмистые перевалы между небольшими речками, пороги, переправы через реки и т.п. В таких местах якут считает своей обязанностью принесение духам жертвы, по преимуществу конского волоса, в виде лоскутков платья, обрезков шкур, перьев и т.п. Предметы эти он развешивает по сучьям и ветвям кустов и стоящих рядом дерев. Путешествуя верхом, якут вырывает волос из хвоста или гривы своей лошади, при путешествии на лодках или на олене нередко для этих целей возит с собой запасы конского волоса».

В народе такие деревья получили название Ыйик Мас. Доподлинно известно, что приношения их духам делали и делают до сих пор не только якуты и тунгусы, но и русские, живущие на Севере и часто перемещающиеся по этим дорогам. Напрямую Ыйик Мас не имеют отношения к шаманам и их обрядам, в отличие от других шаманских деревьев.

В якутских лесах встречаются и уж совсем жуткие сакральные деревья Хойгуо Мас. На их стволах вырезаны личины, которые окроплялись кровью жертвенного животного. Это связано с древним обрядом посвящения нового шамана, который должен был принести жертву определенному духу. Сейчас такие деревья редко можно встретить.

Хойгуо Мас на реке Токко
Хойгуо Мас на реке Токко

На Севере существует суеверие, что водителей, которые не остановились около Ыйик Мас, и не попросили хорошей дороги, обязательно ждут неприятности: либо машина сломается, либо погода испортится.

А вам приходилось видеть шаман-дерево?

Спасибо, что дочитали до конца!

Загадки якутского Йети
Интересные факты о Якутии22 ноября 2022