Найти в Дзене

История творчества Ивана Бушуева

Оглавление

Из книги «Рассказы старого оружейника», краеведа, лауреата премии имени Иоанна Златоуста Владимира Толкача , Златоуст 2013 год

Поведаю я Вам о семье Бушуевых, чья фамилия известна на Златоустовском заводе, пожалуй, с начала 19 века

Простой крепостной крестьянин Никита Бушуев, будучи приписан к заводу вместе с семьей, навечно осел здесь. Видимо имелась у этой фамилии жилка таланта, отчего сын Никиты, Николай, стал живописцем и трудился при заводской чертежне. В ту пору Златоустовский завод уже принадлежал казенному ведомству.

У Николая Бушуева и его жены, Прасковьи, была большая семья: шесть сыновей и две дочери. Старшие из сыновей, Иван и Ефим, обучались живописному искусству у своего отца. Известного на Урале художника. Хорошую школу прошли ребята под его присмотром!


Когда при нашем заводе открыли Оружейную фабрику, то для обучения русских мастеровых пригласили иноземных оружейников. Пусть, мол, они научат приготовлению клинков русского мужика.
Да и украшением холодного оружия при фабрике занимались только иностранные художники – оружейники. Специально выписанные из-за границы отец и сыновья по фамилии Шаф получали в Златоусте большие деньги за украшенное оружие.

-Это есть тонкая Золингеновская работа. Русский не может этого сделать, - говорили они через толмача руководству фабрики.
- Вот Вас сюда за тем и прислали, чтобы Вы обучили своему искусству русских мастеровых, - сказал им новый директор Оружейной фабрики Фурман, дав Шафам в декабре 1817 года артель русских для обучения. Прежний – то директор, будучи сам из пруссаков, во всем потакал иноземным оружейникам.


Пришлось Шафам обучать своему мастерству артель русский, тем более, что за каждого ученика им полагалась сумма в 100 рублей. В эту-то артель и вошли братья Иван и Ефим Бушуевы.

Русские ученики недолго постигали азы мастерства, и уже в скором времени превзошли своих учителей. Больших успехов добились братья Бушуевы. Особливо Иван. Если Шафы украшали сабельные клинки лишь узорами и надписями, то Иван умудрялся умещать на клинке сабли целую баталию: летели по полю боя воины на конях, сражаясь со своими врагами!.. Ловко у Ивана все получалось.
Работы Ивана Бушуева 1817 и 1820 год
Работы Ивана Бушуева 1817 и 1820 год

Пользуясь тем, что ученику не полагалось ставить свою подпись на украшенном клинке, Шафы ставили на оном свою, якобы этот клинок украсили они сами.

С 1818 года братья Бушуевы начали работать в отделении украшенного оружия местной оружейной фабрики

Иван слыл ведущим мастером, но все еще считался учеником, получая 120 рублей жалованья в год, тогда как Шафы получали по 1800 рублей в год каждый. Вот такая тебе арифметика! Впрочем, и другие мастера, обучавшиеся у Шафов, считались учениками.
А Иван Бушуев все мудровал над позолотой. Все старался добиться возможности повторной позолоты клинка. И ведь- таки добился!
- Этого не может быть! – удивлялись иноземные мастера – оружейники. Но что сделано, то сделано. Против правды не попрешь!

За мастерство и сообразительность фабричное начальство стало повышать денежное жалованье Ивану Бушуеву, возводить его в чины. Будучи человеком семейным, Иван все равно оставался в денежном долгу, да и чин унтер – шихтмейстера второго класса многого не давал.

После ухода Шафов с фабрики в 1823 году, Иван Бушуев был назначен старшим мастером украшенного отделения

К тому времени он был унтер-шихтмейстером первого класса и получал жалованье 300 рублей в год. Вот с этого – то года и стал проявляться его талант в полную силу.
А Ефима Бушуева, как очень способного рисовальщика, посылали учиться в Академию художеств в Санкт – Петербург. Но не пошел ему на пользу сырой воздух северной столицы. Проучившись в Академии несколько лет, он умер от чахотки, прожив на этом свете всего лишь четверть века…
Много холодного оружия украсил Иван Бушуев вытравкой и позолотой, применяя синение с воронением. И сабли, и шпаги, и палаши довелось ему украшать своими рисунками. Здесь он уже по праву ставил свою подпись на клинках – подпись человека, сотворившего это чудо.
Иван не только был художником, но и сам мог мастерски выковать, заточить и отполировать любой клинок.
Однажды запал ему в душу сказочный крылатый конь. Да так запал, что изображение летящего крылатого коня уж больно часто стало появляться на его работах. За это Иван получил на Оружейной фабрике прозвище «крылатый», а среди заводских людей его стали называть просто – «Иванко-Крылатко».
Окрыленную, пылкую душу имел Иван Бушуев, полностью отдавал себя работе, - таких редко встретишь в миру.

Образ Крылатого коня на клинке сабли
Образ Крылатого коня на клинке сабли

За свой талант он не единожды награждался денежными премиями, и не только ими

Когда в 1824 году на Златоустовский завод прибыл российский император Александр 1, то ему здесь поднесли дюжину сабель и шпаг. Некоторые из них были со сложными рисунками, богатой позолотой.

- Как поживают мои золингенцы, приносят ли пользу? – спрашивал император у директора Оружейной фабрики Татаринова.
- Приносят, конечно, приносят, Ваше Величество! – угодливо отвечал тот.
- Я рад слышать это. Недешево они обошлись государству нашему, - говорил император Александр 1.


Довольный поднесенным подарком, государь император наградил мастеров – оружейников медалями и часами, не забыл и о деньгах. Из 5 золотых медалей четыре достались иностранцам, одна – нашему «Иванке -Крылатке».
А в 1827 году уже император Николай 1 наградил Ивана Бушуева бриллиантовым перстнем. Получил его Иван за то, что вместе с другими мастерами изготовил для наследника престола Александра «технический кабинет». Было в этом самом кабинете оружие в разных переделах, начиная со стальной полосы и кончая готовым клинком. Еще были в нем чертежи разные и всякие описания с рисунками. Ивану-то в награду достался перстень, а мастерам – деньги.

Процесс производства Иван Бушуев изобразил на клинке сабли:

Ковка клинка
Ковка клинка
Токарные работы, полировка
Токарные работы, полировка
Рисовка, травление, золочение
Рисовка, травление, золочение
Сдача оружия
Сдача оружия

Однажды пришел на фабрику заказ необычный, таких еще не нашей Оружейной не было

Надо было сладить доспехи рыцарские для наследника престола Александра. Надо, так надо, тем более, что заказы царского двора исполнялись беспрекословно. Иван Бушуев придумал рисунки, по которым начали изготовлять доспехи. Более тридцати человек во главе с Иваном Бушуевым целых четыре года вели эту работу, применяя все имевшиеся на фабрике техники украшения. Кроме синения с золочением и чернью, применили даже литье с чеканкой и резьбой. Уж больно баские получились доспехи для наследника Тут тебе и шлем с забралом, нагрудные наспинные латы, и меч со щитом…

-7

Когда доспехи были доставлены в Санкт – Петербург, там по достоинству оценили творение златоустовских оружейников. Все, кто был задействован в изготовлении, получили денежные награды от имени Государя Императора Николая 1. Ивану Бушуеву пожаловали целых 700 рублей! Деньги приличные, если учесть, что Иван тогда получал жалованье 500 рублей в год. Это была последняя большая работа «Иванки -Крылатки».
Он умер от чахоточной горячки в 1835 году. Всего лишь 37 лет жизни было отпущено судьбой Ивану Бушуеву, но он оставил после себя добрую память.
Три младших брата: Флавиан, Амплей и Алексей Бушуевы, обучались мастерству украшения оружия у своего старшего брата, Ивана. Обучил «Иванко-Крылатко» мастерству и своего единственного сына, Александра. Все они трудились на Оружейной фабрике и считались неплохими рисовальщиками, но слава «Иванки-Крылатки» из них никто не достиг.
Легендарными мастерами не рождаются, ими становятся.

-8