А начиналась эта история с довольно крупного скандала. В мае 2006 года российская прокуратура арестовала нескольких дельцов фирмы "Авиаремснаб", поставлявших старые детали, перебивавших маркировки и подделывавших документы к запчастям для истребителей МиГ-29. Вот прям натурально в подвале, почти как контрафактный алкоголь. Детали у МиГа необычайно надежные и такой хитрости в отечественных реалиях тех лет может никто бы и не заметил. Да вот беда. "Эффективные менеджеры" из "Авиаремснаба" продали свои "куклы" для партии МиГ-29СМТ, готовившихся к поставкам в Алжир, в рамках крупного контракта на большую партию вооружений. Очевидно они считали, что то, что прокатило в родных пенатах, сойдет и для доверчивых покупателей из Африки. Не сошло. Алжирцы тратят свои денежки скрупулезно, ибо не из воздуха их берут, и такой наглый обман не сразу, но распознали. Тогда многие упрекали Алжир в том, что он дескать придирается к безупречному качеству наших самолетов, но арабы как раз были правы. И вообще проявили немало терпения, и сами предложили заменить не оправдавшие их надежд МиГи на что-то более боеспособное. А самым боеспособным на тот момент у нас был специально сделанный для Индии Су-30МК.
МиГи Алжир тогда пытался купить без всякого тендера, срочно нуждаясь в замене флота устаревших МиГ-23. Но второй раз, уже наученные горьким опытом, местные деятели все же решили провести конкурс. Скандал с поставками запчастей встряхнул наконец и наши контролирующие органы. Сеть контрафактных поставщиков накрыли, а качество всех комплектующих в Су-30 для Алжира поставили на особый контроль. У нас так тоже умеют, если сильно захотят. Главным конкурентом "сушки" в небе над Алжиром стал знаменитый теперь французский "Рафаль Дассо", в те годы пользовавшийся репутацией хронического неудачника и , кстати, не стоивший таких атомных денег, как сейчас. Алжирский тендер тогда чуть не окончательно не погубил и без того не самую лучшую репутацию "француза". На фоне большой "сушки" на фоне гигантских расстояний, которые характерны для работы ВВС Алжира, "Рафаль" явно не тянул. Су-30 летал быстрее и дальше, брал больше оружия и имел хоть и не самую модерновую, но очень мощную по тем временам бортовую электронику, радары и средства радиоэлектронного противодействия. Просто потому, что он большой. И кстати, размеры отнюдь не мешали "тридцатке" крутить невероятные кульбиты в ближних маневренных боях, которые "Су" выиграл у "Рафаля" того времени практически без шансов. К таким показателям подтянулись только поздние модификации французского истребителя, уже по прошествии десятка лет, когда и Су-30 стал совсем другим самолётом.
В общем, алжирцы продукцией "Сухого" остались крайне довольны, и в 2008 году направили в "Дассо авиасьон" официальное уведомление, что они "вылетели". Сушка заняла прочное место в рядах алжирских ВВС и теперь неофициально считается самым лучшим и боеспособным истребителям в военно-воздушных силах африканских стран. Всего на сегодня у алжирцев на вооружении более 60 Су-30МКА. К первоначальному контракту на 44 машины они добавили ещё 18 экземпляров, что лишний раз подчеркивает, что наш истребитель оказался им в самую пору. Любопытно, что итоговый контракт превысил первоначальный на МиГи по стоимости в несколько раз. И вообще, именно с "сушек" и танков Т-90 началась история массового перевооружения Алжира на российские системы.
Так что, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Алжирцы получили то, что хотели, и показали, что они вовсе не доверчивые "туземцы", а вполне квалифицированные и требовательные покупатели. Наши начали избавляться от фармазонского "духа девяностых" когда что-то втулить и развести доверчивого простака считалось даже не нормой, а некой доблестью. А "сушка" по-прежнему "рулит" и благодаря модернизации и включения в сетецентрическую системы с другими видами оружия и разведки прослужит ещё немало лет.
Читайте ещё: По следу "Посейдона". Разведка США нашла "потерянную" АПЛ "Белгород" с ядерными дронами, но легче не стало. Лодка готовится к новому походу
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!