Испанский чемпионат мира 1982 года получился одним из самых скандальных в истории футбола. Был там и отменённый гол под давление чиновников, и попытки перекроить регламент в угоду титулованным сборным. Но одним из самых ярких событий с негативным оттенком стала игра ФРГ и Франции в полуфинальной стадии турнира.
Немецкий вратарь нанёс защитнику соперников тяжелейшую травму. Но судья даже не вынес ему предупреждения!
«Я всегда пытался привнести менталитет воина»
Первая половина этого принципиального противостояния прошла в равной борьбе. Команды до перерыва сумели забить по голу. В составе западных немцев отличился Пьер Литтбарски, а у французов — будущий президент УЕФА Мишель Платини.
Первые минуты второго тайма также ничего не поменяли в ходе матча. Но на 50-й минуте в составе французской сборной на поле появился Патрик Баттистон, и эта замена стала для француза роковой.
Спустя всего семь минут Баттистон оказался на непривычной для него позиции нападающего возле чужой штрафной площади и получил мягкий пас верхом от Платини, который выполнил передачу практически с центра поля. В результате Патрик оказался в гордом одиночестве перед воротами.
Француз не стал обрабатывать мяч, видя, что на всей скорости к нему летит голкипер немецкой сборной Харальд Шумахер. Он просто попытался перебросить вратаря, но этот выбор закончился для него трагедией.
Шумахер даже не собирался играть в мяч в том эпизоде. На всей скорости в прыжке он врезался в защитника, который к тому моменту уже расстался с мячом. Не ожидавший такого выпада со стороны немца француз навзничь рухнул на газон стадиона в Севилье. Падение выглядело ужасно благодаря работе телеоператоров, которые крупным планом показали, как медленно опускается рука теряющего сознание Баттистона.
— Играть жестко — мой стиль. Я всегда пытался привнести в игру менталитет воина, чтобы команда могла в итоге победить, — пытался объяснить свою жестокость Шумахер спустя много лет.
«Я с удовольствием оплачу ему новые коронки»
К пострадавшему футболисту не сразу подбежали врачи, сначала ему пытались помочь партнеры. Когда медицинская бригада оказалась возле игрока, он не подавал признаков жизни. По свидетельствам Мишеля Платини, у защитника не прощупывался пульс. На поле футболисту оказали первую помощь, но покидал стадион Баттистон на носилках в бессознательном состоянии.
Более 30 минут защитника французской сборной не могли привести в сознание. Только в севильском госпитале он наконец пришёл в себя. Оглашённый врачами диагноз выглядел устрашающе. Медики констатировали перелом трёх шейных позвонков. Также у него была травма челюсти, из-за которой француз лишился двух зубов. Врачи обнаружили у защитника ещё и повреждение спины, а также рёбер.
Все эти тяжелые травмы не позволяли Баттистону выходить на поле в течение полугода. Хорошо, что футболисту не пришлось прощаться с карьерой. Но после её окончания француз всё же признавался в интервью, что испытывает периодические головные боли и неприятные ощущения в области спины.
Настоящим шоком же стало решение судьи матча по этому эпизоду. Он не стал наказывать немца даже жёлтой карточкой, посчитав явно умышленный фол голкипера лишь «игровым моментом». Шумахер же повёл себя в той трагической ситуации не по-джентельменски. Вратарь даже не удосужился приехать в больницу, чтобы проведать пострадавшего в результате его безрассудного поступка. При этом, он умудрился сказать совсем неуместную фразу, которая была воспринята всей Францией как издевка:
— Слава богу, если это только зубы. С удовольствием оплачу ему новые коронки, — заявил после произошедшего Харальд.
Но уже позже, когда Баттистон оправился от травм, стороны всё же примирились. Патрик не стал держать обиду на вратаря. Все годы после ЧМ-1982 его больше беспокоит поражение французов в серии 11-метровых в том трагическом для него матче. Шумахер же после окончания карьеры регулярно дает интервью прессе по поводу этого эпизода, где пытается выпросить прощение у французских болельщиков.