Летом 1929 года голливудский продюсер германского происхождения Карл Леммле отдыхал в Европе на чехословацких курортах. Ментальность американского бизнесмена предписывает не ослаблять хватки даже во время отдыха и в Карловых Варах. Леммле провел деловую встречу с венгерским режиссером Полом Фейошом. Фейош рассказал американцу, что в Европе небывалый успех имеет военный роман "На Западном фронте без перемен", его написал некий Эрих Мария Ремарк, малоизвестный немецкий автор...Тот кто успеет получить права на экранизацию этого бестселлера наверняка срубит немалый гешефт!
На переговоры с Ремарком Леммле отрядил своего сына Юлиуса. После недолгого обсуждения условий писатель продал права на экранизацию книги компании "Юниверсал пикчерз". "Довольно скромный он парень, совершенно непритязательный" - Леммле с видом триумфатора возвращается в США для съемки фильма.
Ремарк отказался и от написания сценария и от главной роли Пауля Боймера. Отказался он и от присутствия на съемочной площадке ленты. Фильм "На Западном фронте без перемен" был создан сугубо американскими исполнителями. Режиссер - 35-летний Льюис Майлстоун, авторы сценария - драматурги Максвелл Андерсон и Джордж Эббот. Роль Пауля Боймера отдана абсолютному ноунейму - 22-летнему Лью Эйрзу. Леммле выделил этой команде солидную на то время сумму в 1.25 млн долларов. На съемочной площадке был выстроен макет германской казармы в натуральную величину, а для батальных сцен нанято 150 статистов.
Карл Леммле поставил перед режиссером одно условие: "Я хочу чтобы у фильма был счастливый конец". Майлстоун ловко парировал : "Хорошо, я сделаю счастливую развязку: Германия выигрывает войну".
Как вы уже поняли, Майлстоун сделал все чтобы передать и дух, и букву романа с величайшей деликатностью. За исключением финальной сцены фильм практически полностью повторяет все сюжетные линии книги. И премьера ленты в апреле 1930 года приносит грандиозный успех - лидерство в прокате и премию "Оскар".
Выйди "На западном фронте без перемен" в другое время, он бы запомнился просто как кинохит и успешный проект. Но время было особое. Мир еще не отошел от коллективной психотравмы Великой войны, а политика становилась полем деятельности агрессивных демагогов под разными оттенками флагов, но близких по своей сути. Даже в демократичных США отставники армии пишут грозные письма президенту - "Фильм подрывает веру в армию и ее авторитет. Москве никогда не создать фильма большей разрушительной силы". В Польше, Китае, Югославии и Турции лента была сразу же запрещена на уровне правительств.
Но самая драма, разумеется, развернулась в Германии. Леммле вышел на германский рынок с "мягким" вариантом фильма - урезанным на 15 минут, с удаленными сценами "прокачки" новобранцев на плацу "учебки" и некоторыми другими коррективами. (В полном варианте фильм был показан в Германии только в 1984 году по Второму каналу телевидения). Но и это не помогло.
Премьера фильма в Германии назначена на 4 декабря 1930 года. Немецкая демократия в ту пору находится в фазе медленной агонии. На сентябрьских выборах в рейхстаг торжествовали радикалы - коммунисты и национал-социалисты, которые получили 107 мандатов. Последние и сделали так, чтобы премьера "На западном фронте без перемен" запомнилась навсегда.
Когда декабрьским вечером в Моцартовском зале на Ноллендорфплац погас свет, представление началось. Через несколько минут после начала сеанса, специально обученные люди подняли вопли праведного возмущения. За ними вступили в дело метатели дымовых бомб. Кто-то запустил между креслами стаю мышей. Началась рукопашная схватка в партере. Включается свет, в зал врывается полиция и ведет зачистку местности. Кино закончилось.
На следующее утро газета "Ангрифф" торжествовала победу над "детьми Иуды" и "иерихонскими розами Сиона". На улицах германских городов тем временем продолжались силовые акции кинокритиков в коричневых рубашках с символикой СА. 12 декабря 1930 года вопрос о запрете показа фильма "На Западном фронте без перемен" был поставлен на обсуждение в Рейхстаге. Решение было принято после непродолжительных дебатов - фильм к показу запрещен "за нанесение ущерба престижу Германии". Примеру немецких властей последовали Австрия и Италия. Карл Осецкий писал тогда : "Сегодня они учинили расправу над фильмом. Завтра расправятся с чем-нибудь другим". Что ж, так оно и вышло.
Автор - Саня Любомирский