В 1957-м году во Франции тамошним архитектором Жаном Маневалем был построен целый жилой поселок из нескольких десятков частных пластмассовых домов. Интересно, что во многих из них люди с комфортом проживают и до сих пор. А финский архитектор Матти Сууронен через несколько лет изобрел конструкцию дома в рамках проекта «Future», который закупался даже в СССР и использовался по назначению в самых суровых условиях нашей страны.
Недавно мне доводилось писать о поселке стекловолоконных загородных домов, которые еще в начале 70-х построили в Голландии, и в которых и сегодня можно жить с достаточным комфортом (ссылка ниже).
Так же у меня есть публикация о японских пластмассовых домах, целые поселки из которых жители Страны Восходящего Солнца сегодня строят буквально в массовом количестве. Сам факт наличия таких жилищ свидетельствует о том, что это дело хорошее, и даже очень перспективное (ссылка ниже).
Однако попытки создания таких поселков наблюдались еще раньше - во Франции, которая соседствует с Голландией, и в которую, скорее всего, и пришла идея таких жилищ сначала к соседям, а потом и на другой край Евразии - в Японию. Это в те времена был самый настоящий бум, правда, он не получил распространения, пока его не подхватили японцы, тем не менее тогда это было именно бумом.
Начался этот бум строительства пластмассовых домов в 1957 году, за 4 года до того, как в Ленинграде был построен первый пластмассовый частный дом, о котором я вскоре тоже напишу, потому что это свидетельствует о том, что пластиковые дома начинали проникать даже за «железный занавес» с его строгими строительными нормами.
Почему в нашей стране все же не начался жилой пластмассовый бум – это другой вопрос, скорее всего причина отказа была сугубо политическая. Но французы принялись за дело нешуточными темпами, и в 1957 году недалеко от города Фор на берегу Бискайского залива отгрохали целый поселок домов из прессованного пластика.
Интересный момент: эти дома стоят до сих пор, и в некоторых из них до сих пор живут люди. Кстати, архитектор Жан Маневаль, который придумал этот поселок, покинул наш бренный мир совсем недавно, и за свою долгую жизнь изобрел кучу всяких интересных штук, о некоторых из которых я создам отдельные публикации. Кстати, есть информация, что японцы в свое время отслюнявили Маневалю за его разработки приличную сумму денег, потому что умер этот не совсем состоятельный прежде специалист довольно богатым человеком. Кроме того, Маневаль был неоднократно замечен в Японии, где консультировал японских строителей.
Ну ладно, не будем заглядывать в карманы иностранных архитекторов, а обратимся к делам сугубо практическим. Следует более подробно остановиться на конструкции стен домика Маневаля.
Французские частные бунгало были пластмассовыми, и пластмасса тут использовалась в прессованном, многослойном виде. Внешние оболочки стен изготавливались из армированной стеклоткани, покрытой слоем полиэфирной смолы – гелькоутом. Во внутреннее пространство под давлением подавался пенополиуретан, он сжимался до плотности 40 кг/м3, этим достигалась необходимая прочность всей конструкции.
На схеме:
1 - внешняя обшивка, полиэстер, толщина 3 см 40 мм;
2 - наполнитель пенополиуретан, толщина 10 см;
3 - внутренняя обшивка, полиэстер, толщина 2 см 20 мм;
4 - клееный профиль для стыка внешнего и внутреннего слоев обшивки.
Дома, построенные Маневалем, были поставлены 60 с лишним лет назад, и они до сих пор находятся в эксплуатируемом состоянии, кроме того – ни один дом практически не ремонтировался. Однако каждые несколько лет их приходится перекрашивать, впрочем, с каждым разом интервал между процедурами увеличиваются, так как постоянно изобретаются все более и более стойкие краски.
У меня есть сведения, что технология, разработанная Жаном Маневалем, нашла применение в других странах, хоть и под другой личиной. В одной из своих следующих публикаций я расскажу про пластиковые дома, которые изобрел и внедрил в производство финский архитектор Матти Сууронен во второй половине 60-х. Новый проект носил название «Future» («Будущее»), позже был разработан аналогичный, но значительно усовершенствованный проект «Venturo» («Следующий»).
Эти дома стали настолько популярными, что выпускались по лицензии практически во всех европейских странах, а также в США, Австралии, и даже в СССР, где использовались в высокогорных и непростых по климатическим условиям районах.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ ПО ЧАСТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ:
Голландские дома-шары – новый тренд в частном загородном домостроении. Японцы уже давно подсуетились