Очередная интерьерная подборка традиционно состоит из довольно большого массива фото (чуть меньше трети всего отснятого материала) и совсем небольшого текста о самом зданий, о котором и без меня уже написано довольно много.
Особняк на Литейном проспекте стал самой первой подобной постройкой Гаральда Андреевича Боссе в Петербурге. К 30 годам Гаральд Андреевич уже имел весьма солидную протекцию в великосветских кругах столицы и на его таланты возлагались большие надежды. Возможно сия репутация обеспечила Боссе не только свободу рук в реализации этого проекта, но и стабильное финансирование на очень высоком уровне. И Гаральд Андреевич развернулся по полной создав своеобразную «витрину» своих талантов и возможностей.
Стилистика здания - очень модный в это время в Германии неоренессанс. Именно Боссе перенес эту моду в петербургскую архитектуру и долгое время был ее главным адептом. Тут он впервые использовал и брамантовы окна, ставшие позднее столь популярными в столице.
Специалисты конечно обнаружат в этом фасаде и классику, и неогрек, но в общем и целом – очень не привычная тогда для Петербурга, и очень характерная для работ Боссе «внешность».
Общая планировка здания, как утверждают специалисты, частично повторяла ренессансные образцы, но, конечно, в своей оригинальной интерпретации. Как и отделка интерьеров. Совершенно замечательная и необычная парадная лестница сдвинутая влево и развернутая в сторону по отношению к холлу.
И конечно парадная анфилада второго этажа – с его внушительным танцевальным залом и чередой гостиных. Тут много интересных деталей, мода на которые появилась именно благодаря работам Боссе, но мне лично интереснее всего кажутся его фирменные кессонированные потолки с их витиеватыми авторскими рисунками, воплощение которых требовало от лепщиков недюжинного мастерства. Вообще его потолки можно смело фотографировать и издавать отдельных роскошным альбомом…
Есть в этом доме и очень характерный интерьер гостиной в стиле рококо, который практически без всяких изменений Гаральд Андреевич будет использовать много раз.
Одним словом – настоящее авторское интерьерное собрание. И это только парадная часть…
А вот с заказчиком это великолепия все не так просто. Формально владельцем участка, заказчиком строительства и хозяином особняка был отставной штаб-ротмистр лейб-гвардии гусарского полка Иван Васильевич Пашков информации о котором даже самые дотошные краеведы нашли крайне мало. Он был младшим сыном в большом, известном и состоятельном семействе. Его отец – Василий Александрович – был генерал-майором и обер-егермейстером императорского двора. Матушка – Екатерина Александровна – урожденная графиня Толстая - была весьма влиятельной статс-дамой двора императрицы. Его старший брат – тоже гусар, но в чине генерал-майора – Александр Васильевич – чуть позднее станет для Боссе еще одним заказчиком строительства семейной недвижимости. С одной стороны Иван Васильевич входил в число наследников внушительного родительского состояния (его отец скончался за три года до строительства особняка на Литейном, а матушка еще на три года ранее), но с другой – в семье было девять детей и он был только восьмым… Странность еще и в том, что всего через три года после окончания строительства Иван Васильевич этот особняк продал. И продал он его не кому нибудь, а одному из самых влиятельных людей в империи – генералу от кавалерии, главному начальнику знаменитого третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и шефу жандармов Алексею Федоровичу Орлову, который парадные залы особняка сдал в наем Благородному танцевальному собранию, а жилые помещения – очень состоятельным квартиросъемщикам. Во всем этом деле было явно не все так просто и по личному настоянию императора уже в 1857-м Орлов продал особняк Министерству двора для размещения в нем Департамента уделов. С той поры вплоть до 1917-го именно удельное ведомство владело этим зданием.
Для служебных целей помещения особняка конечно необходимо было адаптировать и занимался решением этой задачи старший архитектор департамента известный академик архитектуры Александр Иванович Резанов. К работе Боссе он подошел аккуратно и необходимая ведомству перепланировка практически не затронула самые значимые интерьеры. Вообще, по странному и удивительному стечению обстоятельств, именно этот первый особняк, построенный Гаральдом Андреевичем, дошел до нас практически в неизменном виде и с поразительно большим объемом сохранившихся оригинальных интерьеров.
Такая вот история.
P.S. Да. Именно про этот парадный подъезд писал, живший в доме напротив, Николай Алексеевич Некрасов.
P.S.S. Нет. Я намеренно не стал ставить фотографии известных зубров из холла здания, поскольку к проекту Боссе они отношения не имеют.