О ПОЗНАНИИ СЕБЯ
Часть 1. Вероучение.
ГЛАВА I. О ВЕРЕ
1. О Божественной вере во Христа.
Апостол Павел, давая определение веры, говорит: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). Климент же Александрийский подчеркивает: "Вера есть врожденное внутреннее благо, которое и не ища Бога, исповедует, что Он есть, и прославляет Его, потому что Он существует". Сам он определяет веру иначе: "Вера есть кратчайшее знание необходимого".
Но и Василий Великий так определяет веру: "Вера есть без сомнения принятие Богом по благодати тех, кому было проповедано и кого коснулась Божья праведность".
В самом деле и Златоуст определяет веру так: "Вера беспринципна и полна надежды на то, что Бог обещал нам, и уверенности в том, что Он выслушает нас в том, о чем мы просим Его".
Истинная и чистая вера есть та, которая открыта миру через Господа Нашего и Спасителя Иисуса Христа. Один отец Церкви говорит: "В качестве единой истинной и чистой Веры, мы определяем ту, которая относится к Отцу, Сыну и к Святому Духу, единственному Божеству и Господству, Тому, Который сотворил все видимое и невидимое и является Царем всего творения, видимого и невидимого".
Златоуст снова говорит: "Вера исходит от Отца, переходит на Сына и наполняет Духа. Отец — живой корень веры, Сын - неувядающая ветвь, Дух Святой - бессмертный плод".
2. О вере во Христа как о Божественном даре
Вера есть Божественный дар. Златоуст говорит: "эти достижения не от вас, а от благодати Божией; и если вы говорите о вере, то она тоже явилась от Божьего призвания". И тут же продолжает: "даже вера исходит не от нас; если бы Бог не пришел к нам, если бы Он не призвал нас, как бы мы поверили?". И сразу: «не думайте, что вера - это наше, не наше, а Божие, послушайте также Павла, который говорит: "и этот дар (веры) не от нас, но Божий» ".
И Златоуст произносит еще одну речь: "Какой дар принес мне Христос, когда пришел? Он пришел и подарил мне кровь Свою; Он пришел и принес мне в дар Свое Тело. И какой дар он получил от меня? Веру. И Кто дал мне эту благодать: я поверил сам, а Он дал мне веру". А затем, взяв за основу слова Павла, [Златоуст] говорит: "Он не сказал, что он стал верующим по собственному желанию, но что он уверовал, потому что был прощен. Потому что ты не должен думать, что только посылать, проповедовать и учить есть дары Бога. А то, что я поверил, произошло от Его милости, почему бы и нет, ведь я не заслужил верить, по причине того, что был этого достоин, но только потому, что был прощен. И милосердие это происходит не от достоинства каждого, а от благодати".
Такое же мнение высказывает и Феофилакт: "И вера - это не наш подвиг. Но так как вы были призваны Богом, то вы послушались и уверовали. Итак, вера изначально дана Богом. Потому что если бы Он не позвал тебя, то ты бы и не поверил". и тут же: "То, во что мы поверили, произошло по причине величайшей силы и действия Божьего». А также: "Начальник и совершитель веры - это Христос наш, ибо Он первый поверил в нас".
Божественный Златоуст, отмечающий и наш собственный вклад в веру как дар Божий говорит: "то, что мы уверовали в начале, есть результат нашего благоразумия. Как и то, что раз нас призвали и мы послушались. Таким образом для обретения веры, мы ищем помощи Духа, чтобы Он оставался постоянно внутри нас, незыблемо и неразлучно".
3. О связи веры и знания и также о том, что вера предшествует знанию
Что же касается связи между верой и знанием, то вот что говорит об этом святой Климент Александрийский: "ни знания [нет] без веры, ни веры без знания". И сразу: "Вера - это краткое знание необходимого. Знание - сильное и верное доказательство для тех, кто принял учение Господа через веру. Это знание, которое поддерживается верой, так что оно не поколеблется наукой, но становится понятным [благодаря вере]».
Божественный Златоуст говорит: «Через веру приходит знание. Без веры нет знания о Сыне».
Феодорит подчеркивает: "Знание, когда оно исходит от веры, составляет науку об истине". И продолжает: "Вера нуждается в знании, также, как и знание нуждается в вере. Потому что знание не может стоять на месте без веры и наоборот. Вера, конечно же, предшествует знанию и знание следует за верой, из него исходит желание действовать, которое следует за верой. Нужно сначала поверить, а потом учиться по мере того, как вы покоряете знание, которым Вы обладаете импульсивно и не спешите действовать".
И Климент [говорит]: "После веры знание, а не знание до веры". И снова Феофилакт: "Сначала вера, а потом знание".
Знание предшествует вере лишь в том, что касается проповеди слова Божия. Другими словами, проповедь должна первична, нужно слышать слова истины Божией, понять благодатью Божией голос, зовущий его и уверовать. Ибо «вера от слышания, а слышание - от слова Божьего» (Рим.10,17).
Вот почему Макарий Пустынник сказал: "Кто не знает истины, тот не может искренне верить, потому что знание по своей природе предшествует вере. Но это знание весьма отличается от знания, которое следует за верой. Этому предшествует естественная необходимость, которая понимается как действие Божественного откровение. Из первого мы познаем истину проповеди, из второго, мы по знаем эту самую истину, то есть Бога".
Но для нее необходимо и знание, которое естественно предшествует вере. И другой отец говорит следующие слова, относительно веры Авраама: "Его вере предшествовало знание, а за знанием последовала вера".
Василий Великий говорит о познании Божественных слов, причиной которого является вера, следующее: "пусть вера предшествует словам о Боге; вера, а не логическое доказательство. Вера, которая превосходит логические методы и достигает согласия души".
И Климент добавляет: "убеждение исходит из подтверждения, которое Вы нам даете через веру".
Василий Великий призывает к следующему, говоря: "Вы не должны выбирать что-то из слова Божьего и сомневаться в нем, но, должны знать посредством веры, что каждое слово Бога истинно и действенно, даже если это противоречит природе [т.е. естественному порядку вещей]".
О поучительной силе веры Златоуст говорит: "Вера есть учитель во всем. Без нее мы бы, мягко говоря, ничего бы не смогли делать".
Феодорит же отмечает: "Мы нуждаемся в внутреннем взоре, чтобы уразумевать понятное. И так же, как нам нужны глаза, чтобы видеть видимый мир, также нам нужна именно вера, чтобы воспринимать Божественное. Как глаз нужен для тела, так и вера для ума. Скорее, как глаз нуждается в свете, чтобы осветить видимое, так и даже уму необходима вера, чтобы просветить его и показать ему Божественное, а также славу, которая Его окружает".
Феофилакт так говорит о вере: "начало и основание всего есть вера и без нее ничего нельзя исправить, как и никто не может учить буквы без знания их символов".
Златоуст учит о требованиях к вере следующее: "Вера имеет потребность в послушании, а не в многозаботливости. Когда Бог повелевает, он должен убедить себя не исследовать этого из любопытства".
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласие переводчика .
Продолжение следует! В следующей публикации будет представлены 4 и 5 параграфы на темы: Об уверенности, которая исходит от веры, и информации, не воспринимаемой чувствами, которую верующие извлекают из нее [веры] и о необходимости дел, то есть о живой вере.
Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!
Иерей Александр Сергеев