"Компонентная" Шахерезада - совершенный клад для тренеров и хореографов. Тем паче к ней "прилагается" не только великолепная музыка Римского - Корсакова, но и готовое либретто - целый сборник сказок "Тысяча и одна ночь".
Жестокий Шахрияр безжалостно расправляется со своими женами. Каждую ночь гибнет очередная красавица. Остановить это безумие решается Шахерезада. Юная, изумительно прекрасная, она находит способ прервать череду смертей, рассказывая шаху сказки. Такие интересные, что каждый раз он хочет услышать следующую.
Так продолжается ровно тысячу и одну ночь. То есть, до тех пор, пока шах не понимает, что влюбился в прекрасную рассказчицу и ему уже давно не хочется никого убивать.
Восточные сказки, включенные в сборники, самого разного характера: героико-романтические, бытовые, похожие на фрагменты плутовского романа. Вполне под стать великолепной литературной рамке - отношениям Шахерезады и Шахрияра.
Шахерезада - вообще большая умница. Она не только умела рассказывать замечательные сказки и возрождать к жизни и любви отчаявшихся, но и будила творческую фантазию художников и композиторов. Именно так произошло с Римским-Корсаковым. В какой-то момент он был буквально "задавлен" делами, не связанными с музыкой напрямую. Много времени уделял работе в консерватории. Считал своим долгом заниматься неоконченными делами своих друзей-композиторов. Наконец, он был главой большой семьи, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но, именно, Шахерезада заставила композитора вернуться к своим прямым творческим "обязанностям".
Я задумал выполнить во что бы то ни стало затеянную давно оркестровую сюиту на "1001 ночь"; припомнил все, что у меня было, и заставил себя заняться. Сначала шло туго, но потом пошло довольно скоро и, во всяком случае, хотя бы и призрачно, но наполнило мою скудную музыкальную жизнь.
Так родилась симфоническая сюита "Шахерезада". В первом варианте каждая из четырех частей имела определенное название:
- Море и Синдбадов корабль.
- Рассказ царевича Календера.
- Царевич и царевна.
- Праздник в Багдаде.
Но в окончательной редакции автор снял свои ремарки, давая тем самым полную свободу фантазии слушателей.
Импозантная Шахерезада явно просилась на балетную сцену. Первому мысль о балетном варианте "Шахерезады" пришла неуемному Дягилеву. Он приступал к организации нового сезона гастролей русских артистов в Париже. Второго, балетного из тех, которые в последствии назовут "Дягилевскими сезонами". Ему нужен был "хит". В своем распоряжении он имел - хореографа-новатор Михаила Фокина, изысканную Иду Рубинштейн, гениального Вацлава Нижинского, безумно талантливого Леона Бакста и музыку Римского - Корсакова. Нужно было все это переплавить в блистательное произведение искусства - театральный спектакль.
Причем, и Дягилеву, и Фокину было ясно, что очень высокая Ида Рубинштейн, "обладательница" изысканных, статичных, графически - законченных поз, и маленький, тяготеющий к стремительному движению в танце Вацлав Нижинский - совсем не Шахерезада и Шахрияр. Поэтому и был придуман гениальный сюжетный ход. Написавший либретто Александр Бенуа предложил танцевать пролог к истории Шахерезады и Шахрияра. Рубинштейн стала Зобеидой, первой женой Шахрияра, своим "проступком" и превратившей того в женоненавистника, кинувшегося методично убивать своих жен.
Неожиданно вернувшийся с охоты Шахрияр застает в собственном дворце настоящую оrгию и жену в объятиях "Золотого раба" - Нижинского. Шахрияр и его стража обнажают кривые, жарко заблиставшие в свете свечей кинжалы. В общем, все умерли.
Бакст создал для спектакля необыкновенной, "хищной", варварской красоты костюмы, смешав несочетаемые краски. По его эскизам были выполнены и декорации, совершенно "убивавшие" зрителей восточной роскошью внутреннего убранства. Отдельным произведением искусства стал занавес для "Шахерезады" Валентина Серова.
Спектакль получился "убойным", произведя в Париже настоящий фурор. Иначе и быть не могло. Покоренный Париж тут же оделся в шальвары, "нахлобучил" на головы наиболее продвинутых горожанок тюрбаны и замер в ожидании новых чудес от "этих невозможных русских".
Как не привлекателен был пример компании Дягилева, в фигурном катании в почете все-таки более традиционный вариант истории Шахерезады и Шахрияра.
Музыка Римского - Корсакова вдохновляла многих. Одной из первых ее взяла в 1989 году Мидори Ито. Восток - дело тонкое. Но Римскому - Корсакову, морскому офицеру по первому образованию, совершившему в свое время кругосветное путешествие, удалось проникнуть в его тайны. Иначе как объяснить любовь к его "Шехерезаде" целого сонма восточных красавиц фигурного катания? Изящная, как драгоценная статуэтка, Мишель Кван, тоненькая, одухотворенная Ю -На Ким, обольстительная Мао Асада. Но мое фанатское сердце принадлежит Мидори Ито. "Девочка - цунами", как ее называли, предтеча сверхтехничных воспитанниц школы Этери Тутберидзе, обладательница огромного количества рекордов. В ее исполнении впервые на соревнованиях женщин зрители увидели аксель в 3,5 оборота, она первой зашла на квад, на ее счету впервые получившийся сложный каскад двойной риттбергер - тройной риттбергер, она первой исполнила все 6 тройных прыжков в одной программе . Ее укоряли за "злоупотребление" технической стороной программ. Но в "Шахерезаде" Мидори бесподобна. Она полностью в музыке. Ее программа начинается с грозной темы Шахрияра. Мидори "подкрадывается" к прыжках. И это замечательно. Ведь Шахерезада тоже ищет путь к сердцу ожесточившегося Шахрияра. Шаг влево, шаг вправо... Она тоже рискует. Смотрится здорово.
Мидори Ито.
Мишель Кван.
Ю - На Ким.
Мао Асада.
А это славянский вариант: Шахерезада в исполнении Анны Погорилой, стройная, красивая и страстная.
Мужчины все-таки не слишком жаловали "Шахерезаду". Тем не менее Эван Лайсачек решился "прикинуться" грозным Шахрияром в олимпийский 2010 год. На образ работал и его мрачный, зловещий, весь в ужасных розочках змеях костюм. Судьи дрогнули и объявили его Олимпийским чемпионом, несмотря на полное отсутствие четверных в программе. Но точно ли он победил нашего Плющенко?
Из спортивных пар музыкой Римского - Корсакова прельстились Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Программа получилась великолепной. Но она едва не стала последней в карьере пары. Во время исполнения, именно, этой программы случилось ужасное падение Татьяны с поддержки.
Марина Зуева предложила "Шахерезаду" своим ученикам Мэрил Дэвис и Чарли Уайту. Я - фанат Виртью и Мойра, но эта "Шахерезада" - вне конкуренции. Они вполне законные победители сочинской Олимпиады.
"Свежак": неувядающая "Шахерезада" в исполнении Елизаветы Шанаевой и Павла Дрозда.
Можно надеяться, что это не итоговый вариант. Благодаря пряной, манящей музыке Николая Андреевича Римского - Корсакова тема "Шахерезады" всегда с открытым финалом.
P.S. Недавно появился анонс новогоднего шоу Татьяны Навки. "История любви Шахерезады". Задействованы Камила Валиева, сама Татьяна Навка, Никита Кацалапов, Виктория Синицына. Интересно будет посмотреть и сравнить с работой предшественников. В свое время музыкой Римского - Корсакова заинтересовался Джон Карри. Этого фигуриста должны помнить болельщики со стажем. Его горячей поклонницей была Татьяна Тарасова.
...у него были абсолютно классические балетные линии, и он относился к такому типу спортсменов, которые никогда не совершают ошибок, не срывают элементы. Выступление Карри мне казалось близким к совершенству. Он высоко не прыгал, он мягко катался, и каждый его жест выглядел идеальным по законченности.
Джон Карри - Шахрияр прошлого "соперник" Никиты Кацалапова - Шахрияра будущего.