Валя вступила в возраст отца, когда тот ушел из жизни, не дожив до своего сорокавосьмилетия месяц. Годы, и жизненный опыт вразумляют многих. Не стала исключением и она. « Как же я была к нему несправедлива!» - вспоминая последние годы жизни отца, запоздало корила себя Валентина.
Обидчивость отца часто граничила с болезненностью. На любые, зачастую, совершенно, безобидные замечания или реплики матери следовал незамедлительный всплеск глубокой обиды. Попытки оправдать маму имели противоположный эффект, и обида тут же обрушивалась на безвинную голову Вали. И упаси бог, ненароком повысить голос. Обет молчания затягивался как минимум на неделю и более. И только с сыном Димкой, у него сохранялись ровные, дружеские отношения и полное взаимопонимание.
- Что уж здесь поделаешь? Мужики! И Димка у нас чуткий и жалостливый, - глядя на них говорила мать.
- Так пусть Димка переезжает сюда и ублажает отца, - возмущалась Валентина.- Хорошо устроился! А мы поедем с тобой в «бараки» жить и квартиру получим, двухкомнатную. Мне тоже квартира лишней не будет. Живем не в доме, а в сарае каком-то.
-Дом построили мы с отцом! – Возмутилась мама. - Вырастешь, и строй себе все, что пожелает душа! А у Димы семья. И «барак» свой мы ему оставили, чтобы квартиру получил он! У него дети. А отца не изменишь. Он таков, каков есть. Прими- как данность.
Конечно, мать частенько поругивала отца. И, объективно, было за что. Любил он приложиться к рюмке. Иногда чрезмерно. Напивался, на следующий день болел, умирал, просил у всех прощения. Мать его отпаивала, ругала. Он обижался и всё шло по кругу.
- Пап, зачем ты пьёшь? Что примечательного ты увидел на дне бутылки?
-Ничего дочь, примечательного там нет, но мне так легче жить. Да и по традиции, в зарплату положено устраивать маленький праздник.
- Кем положено? По какой традиции? - недоумевала Валя.
-Народом! – подняв палец вверх, торжественно говорил отец.
- Пап, ты народом-то не прикрывайся. Ты просто нас позоришь.
-Валя, - незаметно одергивала её мать. - Прекрати. Мы твои родители. У тебя есть всё, не хуже чем у людей. Ну, пьет он. Так хорошо, что не буянит, как в других семьях. Посмотри вокруг у соседей, где ты трезвенника найдешь? Искалечены они войной.
- А зачем ты замуж за такого вышла? У Наташки отец не пьёт. И не позорит её.
- Отец Наташи не воевал, и нервная система у него покрепче будет.
Отец каким-то непостижимым, мистическим образом знал, что сегодня умрет. Пришел с работы в изрядном подпитии, поговорил с матерью. Валя все слышала и не понимала, почему мать сидит и слушает весь этот пьяный бред и плачет. Отец давал ей какие-то дикие распоряжения, где его похоронить, и матери о нём, совершенно, не следует сожалеть, и если найдется хороший мужчина, чтобы шла замуж. Затем подозвал Валю, попросил у неё прощения. Велел сходить за Димкой. Но Валя только фыркнула и сказала:- Ещё чего! Делать мне нечего, как бежать на бараки за Димкой? Ты пьян, ложись и спи.
- Нужен он мне. Худо мне сегодня. Хочу и у него прощения попросить.
- На кой черт ему нужно твоё прощение? Надо, сам придет. А своими «прощениями» ты уже всех достал!
- Валя, дочь, я тебя прошу, сбегай за Димкой и пусть внучат приведёт.
- Как же ты надоел! Никуда я не пойду!
Поздно вечером отцу стало плохо. Мать вызвала скорую.
Валя смотрела на отца и не верила ему. «Очередной театр с завтрашними извинениями», - думала она. Мать бегала на улицу высматривала как всегда неторопливых медиков, мочила полотенце в холодной воде, прикладывала ему на грудь. А отец тихо стонал.
«Сегодня сон отменяется», - лежа в постели думала Валя.- «Как же всё надоело».
- Валюша! Бегом к Диме. Плохо отцу! Боюсь, не доживет до «скорой».
- Куда он денется?! Что ты с ним носишься?
- Валентина! Ты себя слышишь? Ты в кого такая жестокосердная? Как бы ты к нему не относилась, он – твой отец. И ничего плохого тебе не сделал!! А ну быстро! Собралась и бегом за братом! Бессовестная, лежишь в кровати, хоть бы вышла «скорую» встретила!
Скорая приехала, когда помощь уже некому было оказывать. Отец умер.
Был ли это для неё шок? Она и сама не понимала. Димка, на неё всё время шипел, одёргивал, и один раз «вкатил» подзатыльник, когда она во время предпоминальной суеты демонстративно оделась, и ушла гулять. – Какая же ты циничная дрянь! Неисправимая чертова эгоистка! Не смей никуда ходить! Иди, хотя бы на кухне окажи помощь!
- Я не умею. Там и без меня хватает помощниц.
- Дима, оставь её. Не ссорьтесь. Не время, - пусть идет куда хочет. Она сама не ведает, что творит. Станет взрослее, поумнеет. И ей, ох, как стыдно станет за свои поступки. Здесь криком не поможешь. В кого она у нас такая - не знаю.
На похоронах из её глаз не выкатилась ни одна слезинка. Ей, действительно, стало даже немного стыдно.
Брат всегда относился к отцу с пониманием. - Что ты хочешь, Валя? Отец всю войну прошел, два ранения. Чего от него требовать можно? Отец тебя балует- захотела часы, купил. Захотела серьги, купил.
- Мало ли, что он купил? А мне стыдно, что у меня такой отец. Позорище.
- А мне - нет. Я горжусь своим отцом. Взгляни на отца с другого ракурса. Семнадцатилетний мальчишка, на год старше тебя, невысокий, щупленький, и не испугался войны, фашиста, пошел Родину защищать, сделав себя на год старше. И медаль его, хоть и одна, говорит о многом. «За отвагу». Когда я спросил отца , почему у него одна медаль, он кажется, обиделся и на меня. Но ответил: «Одна, но очень дорогая. Слишком много я за неё заплатил». Не хочет он об этом говорить. А ты попробуй, поинтересуйся. Что ты знаешь о своем отце?
- Пьяница он. Чего тут знать? - парировала брату Валентина.
- Статуя ты каменная. У меня нервов на тебя не хватает.
Брат был старше её и не по годам мудр. Он - послевоенный ребенок. Родился в сорок седьмом. Разница с ней в десять лет.
Любил отец теплыми летними вечерами посудачить на скамейке у ворот и пообщаться, с теми, кто подсел к нему «на огонек».
Подходили соседские молодые ребята, прикуривали сигареты, обсуждали свои злободневные уличные новости, или просили занять «трёшку» на пару пузырей портвешка. Отец никогда не отказывал. «Заначка» всегда водилась в его карманах.
Когда был в подпитии, он после ужина брал старый потрепанный аккордеон, и своим, неожиданно красивым, задушевным голосом пел фронтовые, дворовые песни на радость открывшей рты молодежи, и степенно лузгающим семечки старушкам. Постепенно семечки отходили на второй план, и старушки платочками, украдкой утирали уголки глаз. В эти моменты Валентина его просто ненавидела.
- Мам, сколько можно терпеть этот позор?! Собрал вокруг себя бабок и глупую пацанву, устроил концерт по заявкам. Он просто смешон! Смешон!
- Да пусть поёт, греет душу людям. У многих ведь кто-то не вернулся с войны. Тебе жалко, что ли?
- Постыдное занятие!
-Нечего здесь постыдного нет. У отца замечательный голос! Он в молодости мечтал петь на сцене, да война проклятая помешала. Учиться некогда было. Потом мы встретились, поженились. Песнями своими меня взял. Родился Дима. Отцу стало не до учения, пошел в плотники. Он мечтал, что Дима станет музыкантом. Не вышло. Потом вся надежда была на тебя. Тоже не вышло. Зато, как он радовался, когда Дима в институт поступил.
- Мама! Не убеждай меня. У нас папка- алкаш. А ты, сплошная, ненужная добродетель. Я бы его на твоем месте выгнала!
- Вот когда будешь на моем месте, тогда и гони. Ладно, я тебя переубеждать не буду. Время всё расставит по своим местам. Я очень надеюсь, что ты не останешься такой неблагодарной. Максимализм присущ твоему возрасту.
По телевизору шел фильм «Они сражались за Родину». Валентина видела этот фильм на большом экране. Тогда ей было девятнадцать лет. А отцу в сорок втором исполнилось только восемнадцать. Как же они вынесли этот кромешный ад? А где-то там, среди навсегда падающих солдат, шел в атаку и её отец, так и не признанный ею. Валя достала старый семейный альбом. С пожелтевшей фотографии на неё застенчиво смотрела мама и отец. Он держал её, совсем еще маленькую девчонку на поднятых руках, и счастливо улыбался. На лацкане его пиджака одиноко блестел знак солдатской доблести – медаль «За отвагу». В первый раз в жизни у Валентины тоскливо сжалось сердце.
Не забудьте поставить лайк.
Для тех читателей, кого не оповещают о новых публикациях, заходите на страницу в контакте https://vk.com/public213035803 подписывайтесь и будете всегда в курсе жизни канала"Стэфановна".
Канал "Стэфановна" предлагает Вашему вниманию жизненные истории на разные темы: