Найти тему
Анна Бердникова

Подросток - патологический врун?

Из рабочего процесса:

Сын уже почти подросток, ему скоро 12 лет. Сейчас нас беспокоит его склонность к вранью, которая рождается, как мне кажется, из-за его сиюминутных желаний и самоконтроля. Например, пошел кататься на каток – соврал, что коньки стоят на сто рублей дороже. Потому что хотелось в кафе сходить. На вопрос, почему так сделал, ответа нет. Или про уроки. Звоню с работы перед выходом: сделал уроки? Да, сделал! Приезжаю: покажи! Начинает юлить, запираться, говорить, что домашняя работа для тех, кто в классе чего-то не понимает… Понятное дело, мало что сделал. Зачем и почему в таких вещах, которые проверить можно на раз обманывает, нам совершенно непонятно. И классный руководитель по поводу невыполненных домашних заданий регулярно пишет именно мне…

Вы несколько раз говорите: мы, но вопрос вовлеченности мужа в воспитательный процесс не раскрыт полностью. Насколько активно он участвует в воспитательных ситуациях?

Ниже я Вам предложу возможный подход к работе с такой ситуацией. В ней Вам потребуется помощь и поддержка супруга.

Сейчас сын не отдает себе отчета в том, что ответственность - это оборотная сторона свободы. И собственной внутренней ответственности у него пока нет. Ваша задача помочь ему ее взрастить.

Получается, что у сына есть некоторые обязанности и обязательства. Он их выполняет, но, когда в этом выполнении оказывается предоставлен сам себе, начинает лукавить и трактовать в свою пользу.

Например, ситуация с коньками: да, я туда пойду и буду на них кататься в соответствии со взятыми на себя обязательствами. Меня в этом никто не контролирует, потому что это такие не особенно обязательные обязательства, вроде как даже развлекательные. Тем более, что родители не знают, сколько стоит прокат. К тому же развлекательные обязательства, взятые на себя по конькам, могут быть хорошо дополнены посиделками в кафе. Но на кафе денег не дадут отдельно, приплюсуем эту сумму в общую, предназначенную для развлечения.
Уроки - это тоже обязательства. Вроде бы как более обязательные, чем каток. Но, что такое уроки? - может рассуждать сын. - Это дополнительные упражнения, предназначенные для закрепления изучаемого материала. А если я на уроке занимаюсь хорошо, то домашнее задание выполнять не обязательно. Особенно, если родители оставляют выполнение мне на откуп.

Эти две довольно разные ситуации объединяет то, что ослабление родительского контроля (его полное отключение) приводит к детской самодеятельности, проявляющейся преимущественно в обмане.
Обращение учителя к Вам - хороший фундамент для дальнейшего взаимодействия с сыном о границах ответственности Вашей и его. "Я родитель, который отвечает за твое здоровье, образование, общее развитие. Я не могу контролировать абсолютно все, что с тобой происходит, но я буду контролировать, строго контролировать то, что считаю необходимым".

Для этого нужно обозначить необходимый и достаточный минимум того, что сыном должно делаться обязательно, в любых обстоятельствах. Этот минимум необходимо неукоснительно контролировать. Здесь важно рассчитать свои силы и обозначить период времени, в течение которого будет осуществляться такой суровый контроль. Например, неделя или месяц, а затем мы сядем и пересмотрим наш договор, примем новые решения. И еще важный момент: необходимо отметить, что Вы делаете то, что делаете, не из желания досадить ему, а потому что не видите на сегодняшний момент другого пути. Ваша родительская задача - вырастить самостоятельных и самодостаточных взрослых из своих детей, но начать отпускать Вы можете только тогда, когда будете уверены в том, что сын может справиться со свободой, которая ему предоставляется.

Так, предоставляя свободу маленькими порциями, можно развить достаточную меру ответственности за нее.

#семейнаяпсихология, #воспитание, #израбочегопроцесса,#консультирование