У меня набирается уже целый цикл статей о различных тактиках и стратегиях информационной войны. Еще одна статья туда же. Ранее мы говорили о дискредитации и дегуманизации противника. Сегодня поговорим об очень интересной стратегии, которая называется демонизация.
Несмотря на то что это слово широко используется и в средствах массовой информации, и в научной литературе, его четкого определения я не нашла. Даже в Википедии о «демонизации» говорится в одной статье с «дегуманизацией», а в научных часто сочетают этот термин с «дискредитацией».
Но разница между ними есть.
Дискредитация предполагает создание недоверия к чему-либо / кому-либо. Чтобы какому-то субъекту не верили, нужно всех убедить, что он лжет, что он говорит одно, а делает другое – это дискредитация. Итог дискредитации – общество не верит кому-либо / чему-либо.
Дегуманизация – это создание в обществе образа не человека, вернее не цивилизованного, не культурного человека, а существа более низкого порядка, дикаря, почти животного, недочеловека. Как это можно сделать? Ну, например, рассказывать о его диких, ужасных или отвратительных для цивилизованного человека повадках. Итог дегуманизации – общество презирает кого-либо / что-либо.
А демонизация – это создание образа демона, злобного гения, воплощения всех сил зла, несущего смерть, страх, горе, ужас всем остальным («цивилизованным») людям. Понятно, что демонизации подвергаются только сильные противники, против слабых и ничтожных такую стратегию никто применять не будет. Итог демонизации – общество боится, причем до уровня паранойи, кого-либо / что-либо.
При возникновении и недоверия, и презрения, и страха в обществе одновременно исчезает симпатия к объекту, против которого ведется кампания (если такая симпатия была), появляется неприязнь, неприязнь нарастает и в конце может достичь уровня ненависти.
Все эти стратегии работают как по отношению к одному лицу, так и по отношению к группе лиц, целому народу, даже по отношению к какому-то общественному явлению.
Как работает демонизация? Ну конечно, общество заваливают примерами жутких злодеяний, просто преступлений против человечности, демонизируемой персоны (или другого субъекта). Причем возможности этого субъекта причинить зло распространяются очень далеко. Он с легкостью может заставить страдать членов какого-то общества, даже если это общество никак с ним напрямую не контактирует. В СМИ прямо и косвенно его сравнивают с самим дьяволом или с другим чудовищами из прошлого.
Если говорить о демонизации одного лица, тут сразу вспоминается, что какую-нибудь женщину в деревне могли объявить колдуньей, ведьмой и начать на нее списывать падеж скота, неурожай и болезни людей. Чем это могло кончиться для женщины, почитайте в повести «Олеся» Куприна.
В индийских традициях так демонизировали вдов. Им приходилось заживо всходить на костер вместе с умершим мужем, чтобы соседи не затравили.
Одно лицо часто демонизируют в политике. Понятно, что это должен быть очень влиятельный человек. Яркий пример – демонизация И.В. Сталина. Тиранов в мире было много, но наш Сталин в западной трактовке – тиран всех тиранов, личность, наводящая ужас на весь «цивилизованный мир». Причем этот образ стал формироваться на Западе уже после Второй мировой войны, до этого о Сталине там говорили вполне адекватно.
Башар Асад, Каддафи, ну и наш Владимир Владимирович – примеры такого же подхода.
Демонизируют партии, общественные движения. Особенно удачно это получается в сочетании с демонизацией общественных явлений. Вот, например, коммунистическая партия Советского Союза демонизируется вместе с социализмом и коммунизмом и советским периодом истории многих стран. Для этого в сознании массового потребителя информации рисуются образы «грязных советских солдат, насилующих прекрасных полек» и другие ужасы «оккупации», «голодомора» и прочего, прочего.
Тут главное, умалчивать обо всем хорошем, что было сделано, в упор его не видеть, а вспоминать только то, что способно вызвать ненависть, и раздувать его до немыслимых масштабов. Важно также подвергнуть общественному осуждению собственных граждан, которые поддерживали или поддерживают демонизируемого субъекта.
Демонизация современной России доходит до абсурда – если наша страна воплощение зла, то она априори не может дать миру ничего хорошего. Нашим соседям на Западе приходится бороться не только с памятниками, но даже с произведениями искусства. Так что стратегия работает.
Стратегия демонизации направлена, конечно, на контролируемое общество. Но авторы и инициаторы такой стратегии могут радостно потирать руки, если их стратегия проникает в ту среду, которая демонизируется. Когда в России начинают демонизировать Сталина, советскую власть, любую российскую власть, то наиболее восприимчивые элементы российского общества начинают в итоге ненавидеть свою страну, свой народ и всеми силами будут стараться от них оторваться. Это выгодно врагам России.
По сути, демонизация – это создание мифа в общественном сознании, мало общего имеющего с реальностью, но призванного вдохновить, настроить членов общества на борьбу с демонизируемым объектом, так настроить, чтобы эти члены только и ждали команды: «Фас!».
Дискредитация и негативизация – подрыв доверия и очернение
Дегуманизация, зачем она нужна?
Что выбрать: манипуляции или сотрудничество?