Из великого легиона персонажей греческой мифологии Нарцисс заслужил самую заметную роль в нашем современном разговорном языке. Помните мальчика, который трагически влюбился в себя? Сегодня мы часто слышим термины "нарцисс" и "нарциссизм".Оба относятся к состоянию в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам и вытекают из человеческой природы самого греческого персонажа. Корни мифа о Нарциссе уходят в глубь тысячелетий. Действительно, самые ранние письменные произведения, о которых мы знаем, были созданы в 1 веке до нашей эры. Однако не все истории об эгоцентричном мальчике были одинаковыми. Кем были эти ранние поэты и чем отличались их версии?
Овидий
По иронии судьбы, одна из самых известных версий этой знаменитой греческой поэмы была написана поэтом, который был не греком, а римлянином. Овидий родился к востоку от города Рима около 43 г. до н.э. и жил до 16 или 17 г. н.э. во время правления Августа. В юности, будучи подростком, Овидий решил стать поэтом и начал рисовать пером на пергаменте. Он также путешествовал по ряду греческих областей, включая Малую Азию и Афины. Примерно во 2 году н.э. он начал писать "Метаморфозы", состоящие из 15 книг, содержащих около 250 мифов. В книге 3 Овидий дает нам самую длинную версию Нарцисса следующим образом.
Эхо и Нарцисс
В истории Овидия о Нарциссе Кефис, речной бог, принуждает великолепную нимфу Лириопу к совокуплению под волнами. Она забеременела от него и родила прекрасного ребенка, которого назвала Нарциссом. Лириопа консультируется с провидцем Тиресиасом и спрашивает его, доживет ли ее сын до совершеннолетия. Пророк отвечает: “Если он не обнаружит себя”.
Проходит много лет, и Нарцисс превращается в потрясающего 16-летнего мальчика. Многие поклонники, как мужчины, так и женщины, пытались завоевать его сердце, но он отвергал их всех из гордости. Однажды горная нимфа Эхо замечает Нарцисса, когда он охотится на оленей в лесу. Она поглощена красотой мальчика. Она мгновенно безумно влюбляется в него и тайно отслеживает каждый его шаг, когда он идет по лесу.
Хотя Эхо хочет подойти к Нарциссу, чтобы признаться в своих желаниях к нему, она не может, потому что страдает от серьезного дефекта речи, который был наложен на нее как проклятие Юноной (или Герой), женой Зевса. Это был факт, что Зевс любил флиртовать с нимфами, и это заставляло Юнону очень ревновать. Каждый раз, когда Юнона собиралась поймать нимф, имеющих отношения с Зевсом, Эхо отвлекала ее подробным разговором, чтобы дать нимфам время избежать гнева Юноны. Ревнивая богиня наказала Эхо, лишив ее способности общаться, и теперь она может произнести только последние несколько слов, которые ей говорят. Таким образом, Эхо не может выразить себя Нарциссу, поэтому она ждет, когда он скажет что-нибудь первым, чтобы она могла хотя бы повторить его слова.
Встреча
Как это случилось, Нарцисс отделяется от своих товарищей по охоте и кричит: “Есть здесь кто-нибудь?” Конечно, Эхо здесь, и она отвечает: “Здесь”. Нарцисс хочет знать, кто там, и после нескольких словесных обменов и повторных ответов Нарцисс призывает источник голоса выйти из укрытия. Она появляется и сразу же обнимает его за шею. Однако вместо того, чтобы ответить с любовью, мальчик отвергает Эхо, говоря: “Прочь эти обнимающие руки! Пусть я умру, прежде чем то, что принадлежит мне [его тело], станет твоим. Она отвечает: ”Что мое, то твое!"
Эхо смущено и бежит от стыда. Презираемая нимфа настолько несчастна, что прячется среди листьев и доживает свои дни в одиночестве в горных пещерах. Все это время ее любовь продолжает расти, как и ее отчаяние. Ее тело увядает, а кости превращаются в камни. Отныне в горах остается только голос Эха.
После встречи с Эхо Нарцисс продолжает отвергать многих других, которые жаждут внимания мальчика. Один из его поклонников становится настолько презрительным, что проклинает Нарцисса, чтобы тот страдал так же, как он заставил страдать других. Немезида, богиня, которая мстит за акты высокомерия, слышит мольбу.
Проклятие
Однажды во время охоты Нарцисс натыкается на нетронутый стеклянный источник. Его привлекает его красота, и он ложится, чтобы сделать глоток, но то, что он видит в тихой воде, очаровывает его. Он влюблен в то, что видит, и воспламеняется особенностями видения: волосами, глазами, фарфоровой кожей и румяными щеками. Попытки поцеловать и удержать отражение тщетны, и Нарцисс только расстраивается из-за дразнящих реакций изображения. Когда Нарцисс подмигивает, изображение подмигивает в ответ, когда Нарцисс машет, изображение машет, и когда он плачет слезами, он видит, что изображение тоже плачет. Нарцисс не может понять, почему он не может достичь того, чего так отчаянно желает.
Измученный мальчик мучается из-за своей безответной любви. Он не может покинуть источник и пойман в ловушку своим застывшим взглядом на свое отражение, тоскуя по мальчику в воде, который отвергает все ухаживания. Затем Нарцисс понимает, что образ принадлежит ему, но слишком поздно, поскольку он уже трагически влюбился в себя. Зная, что он никогда не сможет получить то, что желает, его тело увядает в отчаянии. Когда Нарцисс говорит “Прощай” отражению, голос Эхо говорит “Прощай”. В этот момент Нарцисс умирает, вглядываясь в источник.
Когда нимфы отправляются к источнику, чтобы забрать тело Нарцисса для надлежащих похорон, на том месте, где когда-то лежало его тело, они находят цветок с белыми лепестками и желтой сердцевиной.
В конце концов, пророчество Тиресия сбылось. Красивый мальчик действительно открыл себя – в форме своего собственного отражения – и это открытие помешало ему жить дальше своей юности