Найти тему
ПоУшиВКино

Weird: The Al Yankovic Story (2022): Песня про мороженое, а толпа предпочитает виски и героин

Оглавление

На постере фильма указано, что это История Эла Янковича. Приблизительно представляя, чем занимается этот артист, я решила посмотреть фильм, чтобы познакомиться с личностью на музыкальной сцене получше.

Постер к фильму
Постер к фильму

Сюжет фильма Weird: The Al Yankovic Story

Сюжет “Странного: Истории Эла Янковича” является большой шуткой с крупицами правды. В семье Ника и Мэри растёт очень странный мальчик Альфред. Он не хочет идти по следам своего отца – работяги с некой фабрики, где запросто можно потерять конечность, что он собственно и сделал, о чём красноречиво говорит чёрная перчатка на руке. Мальчик тайком слушает по радио выпуски шоу Доктора Дементо The Dr. Demento Radio Show, мечтает заниматься музыкой и в один из дней в дом приходит коммивояжёр и продаёт маленькому Элу аккордеон. Приходит отец, избивает продавца до полусмерти, а мать платит за музыкальный инструмент, но просит сына учится играть на нём тайком, чтобы отец не знал. И пусть это будет ранним Рождественским подарком. Их секретные переговоры прерывает коммивояжёр, который говорит, что сейчас выплюнет лёгкое, на что мать делает ему замечание: “У нас с сыном серьёзный разговор!”

Мои впечатления от фильма

На моменте с приобретением аккордеона я поняла, что так выдерживается атмосфера странности и всего необычного творчества Янковича. И это нормально, хороший ход со стороны режиссёра придать фильму характер того, о ком идёт речь, буквально “вдохнуть Эла Янковича в лёгкие фильма”.

Но когда в фильме стали появляться детали, трудно совместимые с логикой, типа убийства Пабло Эскобара, абсолютно авторские песни Янковича (Eat It и Amish Paradise), которые он якобы сам создал (хотя хит Джексона появился на два года раньше, а пародия стала возможна с его же разрешения), эгоистичная и прагматичная Мадонна и детская слепая влюблённость Эла в неё, а также безвременная кончина от пули убийцы на сцене в Shrine Auditorium (это уж совсем тупая шутка), мне перестало это нравится.

Есть ещё один момент, который мешает мне воспринимать фильм серьёзно (но это уже только мои трудности) – это Дэниэл Рэдклифф. С ним у меня такая же проблема как с Александром Петровым. Каждый раз пытаюсь увидеть героя, в которого воплощаются эти актёры, но неизменно вижу только их лица. Даже не помог грим, это чуть повзрослевший Гарри из Человека-Швейцарского ножа (такая вот мешанина).

Дэниэл Редклифф в роли Эла Янковича
Дэниэл Редклифф в роли Эла Янковича

Итак, Weird: The Al Yankovic Story – это не история американского пародиста Альфреда Янковича. Это вольная интерпретация, которая не скажет ничего о личности исполнителя. При просмотре, даже, если вы не знаете, кто этот парень, невольно возникнет мысль, что он точно умеет ещё что-то, кроме придумывания новых слов для нашумевшего хита. Например, играть на других музыкальных инструментах, писать стихи, знает нотную грамоту, обладает способностью входить в обрах, чтобы на сцене исполнение песни выглядело интереснее. Но в фильме решили упустить эти элементы.

Без Опры Уинфри тоже не обошлось в фильме
Без Опры Уинфри тоже не обошлось в фильме

По сути это получилась пародия на пародиста. Я бы сказала, некомплиментарная. И разбавленная иносказаниями. Например, подросток Эл сбежал на вечеринку, где слушают польку; сын признаётся отцу, что учился играть на аккордеоне в кладовке; отец считает занятие сына бессмысленным и источником зла. Это похоже на замену названия порока безобидным словом – мы ездили в Амстердам из-за его знаменитых “бутербродов с селёдкой”. Нам дали тубус, слишком туго набитый селёдкой, поэтому кайф был очень сильный. В комедии Weird: The Al Yankovic Story маленький мальчик Эл будто оправдывается за свою любовь к музыке и вынужден признать, что он скрытый аккордеонист. Причём мы-то знаем, что он правда музыкант, а не то, что можно подумать.

Настоящий Эл Янкович на премьере фильма о себе
Настоящий Эл Янкович на премьере фильма о себе

В мире, созданном Эриком Аппелем, режиссёром фильма, все артисты какие-то некрасивые, картонные, словно полые куклы, а всё действие напоминает бродячий кукольный паровозик для детей, которым главное – что забавно и необязательно сохранять достоверность. Возможно, это осмысленный умысел. Ведь сценарий создавали на пару музыкант и режиссёр, и сам Эл не хотел быть слишком серьёзным по отношению к себе. В интервью Джимми Фэллону 1 ноября 2022 года в The Tonight Show он так и сказал, что в биографическом фильме есть несколько крупиц правды.

В этой сцене, например, зашифрован реальный факт из биографии музыканта. Здесь он осознал, что Мадонна по сюжету его использовала в свои целях, чтобы прославиться, и ему нужно наладить отношения с родителями, потому что человек без семьи - никто. Он устроился на фабрику к отцу, а вечером они собрались за ужином. Мать располнела, отец стал мягче по отношению к сыну. Эл поделился, что знаменитым быть сложно, а самое трудное, это придумывать новые песни. Мать говорит, что вдохновение можно найти в том, что рядом. Отец ответил, что она прекрасна для него даже в полном виде. В реальности у Эла Янковича самым популярным пародийным треком является песня Fat (по хиту Майкла Джексона Bad).
В этой сцене, например, зашифрован реальный факт из биографии музыканта. Здесь он осознал, что Мадонна по сюжету его использовала в свои целях, чтобы прославиться, и ему нужно наладить отношения с родителями, потому что человек без семьи - никто. Он устроился на фабрику к отцу, а вечером они собрались за ужином. Мать располнела, отец стал мягче по отношению к сыну. Эл поделился, что знаменитым быть сложно, а самое трудное, это придумывать новые песни. Мать говорит, что вдохновение можно найти в том, что рядом. Отец ответил, что она прекрасна для него даже в полном виде. В реальности у Эла Янковича самым популярным пародийным треком является песня Fat (по хиту Майкла Джексона Bad).

В этом выдуманном гротескном мире, правда, постарались порассуждать на тему оправданности пародии среди оригинальных композиций. На ужине с Мадонной Элу позвонили из студии звукозаписи и сообщили, что Майкл Джексон выпускает песню Beat It, а Янкович возмутился, что все будут ассоциировать его с каким-то парнем из Jackson’s Five. Он разгневался так сильно из-за того, что кто-то посмел взять чужую музыку и заменить в ней слова на свои. А эпатажная Мадонна, на всё имеющая свои планы и остроумный ответ, нашлась и тут. В сцене, когда ментор Янковича Doctor Demento перечислял многочисленные предложения о сотрудничестве, певица и Эл страстно целовались, не стесняясь постороннего присутствия. От необузданной страсти жвачка изо рта Мадонны попала в рот Янковича, на что она дала комментарий: “Ты жуёшь мою жвачку”. В этой фразе (одной из двух удачных за весь фильм) есть хороший сарказм, прикольный юмор, тонкий стёб над индустрией, прожарка артистов, сделанная непошло. Этой фразой обрисовывается, что все поют чьи-то песни, перепевают старые хиты с новой аранжировкой, переосмысливают сонеты Шекспира, смешивают жанры, чтобы всем хватило искусства. Но этой фразы мало на весь фильм, чтобы ею одной вытянуть все один час сорок семь минут хронометража. Конечно, ответ об оправданности здесь даётся. Эл Янкович получает свою награду на церемонии Grammy. (Реальный музыкант имеет пять наград).

Comic-Con New York 2022 - панель, посвящённая фильму Weird: The Al Yankovic Story
Comic-Con New York 2022 - панель, посвящённая фильму Weird: The Al Yankovic Story

Я понимаю, что режиссёр придал фильму форму пародии, где все артисты имеют свои иконические образы, чтобы их узнавали сразу – Синди Лаупер, Кулио, Джон Дикон, Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Пи-Ви Херман и та же Мадонна. Всем им приходилось прорубать путь в сердца слушателя через недоверие, скепсис и непонимание со стороны родственников и владельцев звукозаписывающих студий. В фильме есть фраза, которая коротко обрисовывает их путь (вторая удачная). Это когда Эл должен выступить для мужиков в кожаных косухах, но песня у него о мороженом. Он говорит: “Моя песня про мороженое, а толпа предпочитает виски и героин” (My song is about ice-cream, this crowd prefers whiskey and heroine). За этим скрывается правда творческой жизни – своё творчество нужно преподнести так, чтобы им заинтересовались те, кто на первый взгляд любит другое, а такое возможно, если тебе самому интересно.

Режиссёр постарался воссоздать историю музыканта через впечатления о нём, а не через использование чистых биографических данных. Википедия говорит, что Эл Янкович больше известен своими пародиями, но также у него есть и свои песни с оригинальными мелодиями, стилизацией под манеру исполнителя или отдельную песню. В подаче истории у Weird: The Al Yankovic Story есть оригинальность и это похвально. Фильм однозначно выделяется на фоне других относительно строгих и серьёзных байопиков (этого года, например, “Блондинка” и “Элвис”).

Только уж Weird: The Al Yankovic Story слишком дурацким получился. Да, он создаёт впечатление одновременно разнообразного и шаблонного мира шоу-бизнеса, в котором все друг за другом гонятся и хотят прославиться за чужой счёт (например, пародии Янковича делают ещё популярнее объектов его пародий). Но почему-то всему этому придали негативный оттенок, словно это не индустрия развлечений, а фабрика страданий – здесь никто искренне не радуется, даже когда что-то получается, тут сразу убивают или бурно ссорятся.

Парадоксально то, что в раздутой сюжетной линии Мадонна-Янкович, которая является выдумкой, есть как раз крупица логики. По словам самого музыканта, их отношения нельзя назвать состоявшимися, это просто привет-пока однажды где-то за кулисами. Но суть их отношений ясна. Если пародии певца делают снова популярными объекты пародий, то образ Мадонны времён Like A Virgin в 2022 году вызовет ностальгию в зрителе и подтолкнёт их к компьютеру, что включить её хиты сорокалетней давности: Borderline, Holiday, Lucky Star и ту же Like A Virgin. И если интерес к Мадонне в последнее время поутих, то после этого нелепого фильма может и вспыхнуть снова. Ведь её песни правда хороши. Хотя бы за это фильму можно сказать “спасибо, что напомнил”. Дополнительно можно заново начать слушать Майкла Джексона и Coolio.

Либо с выбором актёра на главную роль промахнулись. Либо не учли, что не все, кто будет смотреть фильм, знают историю музыкальной сцены. Многие могут воспринять образ Янковича полной ерундой, а не гротеском, и просто забудут, как страшный сон эту картину. Хотя сам по себе артист интересный. Он придумывал свои варианты текстов, остроумно переосмысливая хиты, что очень напоминает юмор Comedy Club, где музыкальное трио Матуа, Люсёк Сорокин и Аверин делает точные музыкальные зарисовки на ситуации из жизни, что в некотором роде является продолжением творчества Янковича. Я бы предпочла добавить фильму побольше серьёзности, чтобы не опошлять образ певца. Янкович спародировал множество хитов – Like a Virgin, I Love Rock N Roll, My Sharona, Baet It, и это только малая часть – и доказал, что пародии могут быть коммерчески успешными в развивающемся музыкальном бизнесе, что пародия – это мастерство и смелость быть глупым.

В фильме показывают, как добившийся успеха Эл позволяет себе излишества, хотя настоящий Странный Эл не пьёт в избытке, не принимает галлюциногены и не срывает свои гавайские рубашки на сцене. Так почему бы не сделать необычный образ ещё и на этом. Строгий вегетарианец, который не курит и редко пьёт, не спит с поклонницами и не страдает от расстройства пищевого поведения и имеет степень бакалавра архитектуры.

Ведь вышли же уже байопики о Мерилин Монро и Элвисе, которые использовали препараты для поддержания состояния, зачем же придумывать несуществующие пороки тому, кто этим не страдает?! Вот уж странная мечта быть странным до такой степени, придумав образ оторвы для фильма.

За реалистичными историями об Эле Янковиче стоит обращаться к Behind the Music, документальный сериал на канале VH1, и исследованиям его творчества от Натана Рабина (Nathan Rabin) и Лили Е. Хирш (Lily E. Hirsch).