Найти тему
ПоУшиВКино

Драма “Блондинка” (2022, Blonde): Ретеллинг самой знаменитой “сказки” о великой Блондинке

Оглавление

“В Калифорнии нельзя точно сказать, что правда, а что у тебя в голове” (с)

***

Личность Мэрилин Монро продолжает беспокоить фантазию людей, будь то поклонники кинематографа, будь то писатели и режиссёры. Это показатель того, что актриса сумела зарекомендовать себя не только как привлекательная женщина, ставшая актрисой, но и как личность, оставившая о себе вопросы, на которые теперь уже отвечать тем, кто ею живо интересуется.

Сюжет фильма “Блондинка” (Blonde) Эндрю Доминика

Съёмки фильма The Seven Year Itch воссозданы в "Блондинке" точно. Далее следует унизительная сцена с мужем актрисы Джо ДиМаджио, который с трудом перенёс её поведение на рабочем месте
Съёмки фильма The Seven Year Itch воссозданы в "Блондинке" точно. Далее следует унизительная сцена с мужем актрисы Джо ДиМаджио, который с трудом перенёс её поведение на рабочем месте

История в фильме начинается в Лос-Анджелесе, с момента, когда Норме Джин исполняется семь лет, и мать делает ей подарок на день рождения. Она показывает ей фотографию на стене в спальне. На фото мужчина в шляпе, смотрящий в пространство своими тёмными глазами. Мать говорит Норме, что это её отец. Его имя она назвать не может, но в её душе они муж и жена.

Продолжается история событиями, которые в целом известны скорее всего каждому, кто когда-либо слышал об актрисе Мэрилин Монро. Её появление в Голливуде, замужества за знаменитыми мужчинами, романы, съёмки в культовых картинах, появление знакового снимка с развевающимся подолом платья, неудавшиеся беременности.

Финал такой печальный, что, казалось бы, как ещё можно это показать. Но Эндрю Доминик смог вместить в несколько секунд просто все тридцать шесть лет одиночества.

Литературная основа фильма

В 2000 году вышел роман Blonde писательницы Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates). Текст в семьсот страниц объёмом представляет вымышленный взгляд на жизнь американской актрисы Мэрилин Монро. Он моментально стал бестселлером, а писательница сказала, что её, благодаря этому роману, запомнят.

Австралийский режиссёр Эндрю Доминик (Andrew Dominik) написал сценарий по роману и создал на основе сценария впечатляющий трёхчасовой видеоряд, иллюстрирующий невероятную судьбу загадочной Нормы Джин Бейкер-Мэрилин Монро. Как Оутс настаивает на том, что роман является художественным произведением, которое не следует рассматривать как биографию, так и фильм 2022 года позволяет себе быть свободным в интерпретации событий из жизни актрисы, делая ставку на красоту плана, а не на достоверность.

Интересные факты о романе Джойс Кэрол Оутс Blonde

"Блондинка" – это одно из самых длинных художественных произведений Оутс.

Она планировала сделать новеллу на 175 страниц. Она рассказывала в интервью: “Но со временем я настолько погрузилась в её мир, что не могла на этом остановиться. Конечным результатом стала эта книга. Первоначально первый черновик был длиннее, чем версия, которая была окончательно опубликована”.

Роман Blonde стал финалистом Национальной книжной премии в 2000 году и Пулитцеровской премии в 2001 году.

В романе известные имена изменены.

Согласно теориям заговора, Роберт Ф. Кеннеди, генеральный прокурор Соединённых Штатов и брат президента Джона Ф. Кеннеди, были причастны к смерти Мэрилин Монро после её предполагаемых романов с каждым из братьев. В романе исследуются только отношения с президентом.

В романе мужья Монро Джо Ди Маджио (Joe DiMaggio) и Артур Миллер (Arthur Miller) упоминаются как Бывший спортсмен (the Ex-athlete) и Драматург (the Playwright). Их настоящие имена не упоминаются (а в экранизации их назвали своими именами).

Структура и эстетика фильма Blonde

Самое главное то, что у фильма есть чёткая сюжетная линия. Нам показывают девочку из неблагополучной семьи. Девочка подрастает и попадает в мир кино, идёт по стопам матери, которая работала на киностудии и связалась в 1925 году с боссом. Чтобы полностью соответствовать стандартам Голливуда, девочка меняет тихое имя на более звонкое и перекрашивает волосы в блонд.

С этим выражением чаще всего показывают актрису в фильме
С этим выражением чаще всего показывают актрису в фильме

Роли ей достаются потому, что она не отказывает президенту студии. Она себя не ценит и идёт через многочисленные руки, надеясь, что кто-то её всё же станет любить. Девочка взрослеет, становится женщиной, но её радует не карьера. Она идёт к иллюзорной встрече со своим отцом, который будто бы пишет ей письма и обещает в какой-то момент обязательно появиться. Она страдает от навязанной матерью идеи о том, что у неё есть любящий отец, просто он не мог быть рядом. Эта идея поддерживается песней Every baby needs daddy, которая звучит одновременно наивно и саркастично. А потом и вовсе Мэрилин своих мужей называет не по имени, а “папочка”.

Сцена, когда Мэрилин зачитывают письма от поклонников и хэйтеров, а также передают одно письмо "личное", якобы от отца
Сцена, когда Мэрилин зачитывают письма от поклонников и хэйтеров, а также передают одно письмо "личное", якобы от отца

Она мечтает и о материнстве, чтобы скрыться от назойливой толпы и слепящего света в уютной обстановке, где что-то будет исключительно её, определяющее её саму, что станет свидетельством её существования.

Этот чёткий ход сюжета разбавляется образными съёмками.

Режиссёр фильма Эндрю Доминик (Andrew Dominik) и оператор Чейз Ирвин (Chayse Irvin) задают тон повествованию с первых секунд. Нам дают понять, что история, будет очень похожа на увиденную во сне или через толстое стекло, а точного ответа о происходящем, правда это или вымысел, не будет в итоге.

Цвет плана в начале – это оттенок сепия, как у старых фотографий, свет контровой, что хочется сощурить глаза, небольшая размытость создают это самое ощущение неправдоподобности. Мать Нормы Джин Глэдис Бейкер произносит: “В Калифорнии нельзя точно сказать, что правда, а что у тебя в голове”. Этой репликой она поддерживает дальнейшее настроение киноповествования.

Более того, в кадре словно между прочим мы видим постер фильма Чарли Чаплина “Огни большого города” (City Lights: A Comedy Romance in Pantomime). Он вышел в 1931м, то есть за два года до начала истории в этом фильме. Во-первых, он слегка намекает на появление Чаплина далее по сюжету (пусть и не во плоти, но тем не менее). Во-вторых, в комедии главная героиня слепая девушка, продающая цветы.

Пусть сюжеты этого кино и комедии Чарли Чаплина никак не соприкасаются, но метафора с цветами тут очень уместна. Норма Джин, в семилетнем возрасте становится одержимой идеей встретить своего отца по-настоящему, а не на фотографии. Она старается заслужить любви своей матери, которая сходит с ума от разочарования, что мужчина разлюбил её, узнав о беременности. Маленькая Норма словно слепнет от этих навязчивых попыток и далее по жизни всем предлагает свои цветы (свои свежесть, юность и ценность). Из-за чего они превращаются в расходный материал, что подчёркивается неоднократно репликами, в которых Норму-Мэрилин называют мясом.

Фильм периодически то цветной, то чёрно-белый. Но части разного цвета не определяются никакими надписями, то есть нельзя сказать наверняка, что чёрно-белая картинка отвечает за архивные материалы, а цветная – за то, что это происходит однозначно здесь и сейчас. То есть даже в этом режиссёр подчёркивает фантастичность и иллюзорность рассказываемой истории. Возможно, в этом отображается восприятие главной героиней самой себя: то она чувствует себя простой женщиной, то актрисой.

Обратила внимание, что Мэрилин сквозь фильм идёт часто в одних и тех же брюках (в чёрно-белую клеточку). И это не один и тот же день, и даже разные люди в эти моменты рядом с ней, и это разные моменты жизни. Мне показалось, что этот приём очень живописный и идёт на пользу “раскрытия” образа актрисы. Ведь она – символ Голливуда, она в первую очередь лицо с обложки/календаря/кинопостера, она теоретически запомнилась поклонникам и почитателям в каком-то одном образе. И в фильме этот застывший образ воплотили её брюками в чёрно-белую клеточку, тем более в них видно “какая у неё задница” (как сказал продюсер на вопрос об её актёрских способностях). Опять же в этом прослеживается потребительское к ней отношение.

Цветные планы сделаны невероятно красиво, ослепительно как журнальный разворот или очень качественный постер. Цвета при этом сохраняют пастельную смазанность, но сделано это эстетически очень привлекательно.

Сюжетная линия с сыном Чарли Чаплина

Например, в эпизоде с Кэссом, сыном Чарли Чаплина, и Эдди, сыном актёра Эдварда Робинсона. Это один из двух эпизодов в фильме, которые мне понравились больше всего по силе воздействия (второй с Президентом).

Ксавье Самуэль (Xavier Samuel), исполнивший роль Кэсса, сына Чарли Чаплина, Ана де Армас (Мэрилин Монро) и Эван Уильямс (Evan Williams), исполнивший роль Эдди, сына Эдварда Робинсона
Ксавье Самуэль (Xavier Samuel), исполнивший роль Кэсса, сына Чарли Чаплина, Ана де Армас (Мэрилин Монро) и Эван Уильямс (Evan Williams), исполнивший роль Эдди, сына Эдварда Робинсона

Кэсс и Эдди предстают в фильме парой молодых парней, которые всегда и везде появляются вместе. Им это необходимо, потому что они поддерживают друг друга. У них общая душевная боль: отцы их не хотели, они нежеланные дети знаменитых актёров. Эта линия тут появилась для того, чтобы обозначить Голливуд как место-приют для брошенных детей, которым нужно своё место.

В свой дуэт они принимают на некоторое время Мэрилин. Она по своей внутренней боли им подходит, так как тоже фактически брошена своим отцом (вернее, она его даже и не знала).

У них начинается роман на троих. И в нём всё же Мэрилин больше тянется к Кэссу.

Возможно, я что-то путаю и поняла неправильно, но, по версии писательницы и сценариста фильма, эти парни живут вместе как пара. Кэсс говорит Мэрилин: “Если бы я мог любить женщин, я выбрал бы тебя”. А в сцене секса Кэсс протянул Эдди пузырёк с таблетками.

Весь “эпизод на троих” сделан чувственно, пронизан запретной любовью и порочной страстью. При этом показано это красиво. Кэсс говорит, что тело нельзя прятать – его нужно показывать, им нужно восхищаться, его нужно желать. В этом нет пошлости. Наоборот, демонстрация голого тела здесь представлена как искусство. Оператор Чейз Ирвин создал настоящий визуальный рай из их соития. Кстати, в этих сценах есть и отсылка к реальной истории актрисы.

Она читала книги, вопреки насмешкам и несерьёзному к ней отношению (что неоднократно подмечается в фильме). В фильме она говорит, что читала и Достоевского, и Чехова. Она смогла понять драматургию пьесы Артура Миллера, а он посчитал, что она такие тонкие моменты услышала от кого-то. В одной из её биографий сказано, что среди её книг был учебник по анатомии De Humani Corporis Fabrica Андреаса Везалия. По нему она изучала строение человеческого тела и делал на страницах свои заметки. Так, в сцене секса на троих между ней, Кассом и Эдди человеческое тело снято с комплиментарной дотошностью, словно вы смотрите красивую рекламу каких-нибудь спа-процедур или косметических средств.

Что в фильме не понравилось

Есть у меня и претензия, но она не влияет на оценку фильма, потому что исполнение идеи классное.

Претензия касается актрисы Аны де Армас (Ana de Armas), которая исполнила роль Мэрилин Монро. Хотя сама актриса мне очень нравится.

Дело не во внешнем сходстве, а интерпретации образа. На протяжении всего фильма Мэрилин Монро Аны де Армас в слезах и с испуганным лицом.

Ужас и слёзы ещё можно оправдать после скотского обращения с ней со стороны президента студии и прочих работников индустрии. Но она плакала всегда: на скрин-тестах, на съёмках. При этом очень хорошо виден плотный грим, по которому бегут слёзы.

Удивительно, но этот момент почти удивляет, а не восхищает. Да, это очень красиво,  только выглядит неожиданно
Удивительно, но этот момент почти удивляет, а не восхищает. Да, это очень красиво, только выглядит неожиданно

Поскольку фильм идёт три часа, возможность всё это рассмотреть есть. Более того, акцент делается именно на неё, на её тревоги и терзания, как и было обещано ещё задолго до релиза. Съёмка идёт крупным планом, чтобы приблизить зрителя максимально к легенде, чтобы хотя бы через чужую иллюзию, но узнать её получше. И вот именно в плане макияжа этот фильм не получился.

Мне кажется, важно знать актрису Мэрилин Монро по её фильмам до просмотра этой драмы, где она предстаёт, как есть. Что у неё не отнять, так это лёгкость. “Принц и танцовщица”, “Всё о Еве” (пусть маленькая, но очень показательная роль), конечно, “Некоторые любят погорячее”. Улыбчивая, лёгкая и светлая.

Почему Ана де Армас решила сделать её образ таким “тяжёлым”? По моему мнению, ей не удалось создать баланса между травмированной девочкой и голливудской знаменитостью, так называемой box-office sensation. Всё же в фильме показывали и публичные выходы, и её домашние моменты, но по большей части остаётся впечатление её испуганного лица с большими ошарашенными глазами.

Итог

Фильм очень классный. Он полный, необычный, красивый, грустный и таинственный. Он рисует образ загадочной голливудской легенды, делая её по-прежнему непонятой никем и никем неполюбленной, но дающий отчётливое понимание, что она была человеком, обычной женщиной, которая мечтала, чтобы у неё были родители, муж и дети. Как просто.

Эндрю Доминик сумел подвести итог этой несбывшейся мечте так ужасно и вымораживающе, что лучше не сделать на экране.