Найти тему
ПоУшиВКино

"Элвис" (2022, ELVIS): Я отвечу песней

Оглавление

Премьера фильма “Элвис” База Лурманна (Baz Luhrmann) состоялась на Каннском кинофестивале (Cannes Film Festival) 25 мая 2022 года. Официальный постер фестиваля в этом году является оммажем фильму “Шоу Трумана” (1998, The Truman Show). Фильм, который показывает искусственность жизни и то, какая на самом деле правда – жить ли в безопасности и правильно ли исполнять определённую роль? И фильм об Элвисе Прэсли очень вписывается в смысл официального постера. Собственно, как и любой фильм, рассказывающий о ярких и быстро гаснущих звёздах.

Я ждала этот фильм, особенно после трейлера. От него у меня мурашки побежали по коже. Я думала, что это будет невероятная история о короле рок-н-ролла. Тем более Баз Лурманн умеет делать яркую картинку, шумную и блестящую.

На самом деле фильм оказался не таким великолепным, как я предполагала. В плане выбора актёра на роль Элвиса Прэсли ситуация сложилась противоположная фильму “Блондинка”. У Эндрю Доминика Ана де Армас не попала в образ Мэрилин Монро, хотя и надела белокурый парик, а у База Лурманна Остин Батлер сумел выглядеть похоже на певца, он хорошо двигался, было в его взгляде что-то пугающее – будто он знает свою судьбу до того, как она свершится, но всё это актёрство получило невнятное обрамление. Баз Лурманн, который умеет делать красиво и масштабно, здесь словно бы перестарался и его же шаблон не сработал во благо.

Недостатки фильма

У фильма нет чёткой линии, какая есть у драмы “Блондинка”, которая бы помогала вести зрителя через почти три часа повествования. Первый час Америка пытается сбросить Элвиса со сцены за его аморальное и непристойное поведение. Он осмелился взять ритмы и движения темнокожих и выставил их на всеобщее обозрение.

Например, на своём первом выступлении Элвис в фильме появляется в шёлковом розовом костюме, который сбивает аудиторию с толку почти так же сильно, как его музыка и движения. “Элвису был присущ панк-стиль, его сексуальность, его бунтарство, его шокирующее присутствие и влияние, которое он оказал на родительское поколение. Он влиял на культуру через то, как он представлял себя, причёску, одежду, его движения и его музыку”, - говорила художник по костюмам в фильме Кэтрин Мартин. И публика была не готова к такому, они не знали, как реагировать. Неудивительно, что на парня ополчились моралисты.

Второй час посвящён Присцилле и попыткам спасти карьеру, которая вдруг столкнулась с переключением интереса публики на The Beаtles, на агрессию, направленную против публичных личностей. Заключительные сорок минут – это пир во время чумы в буквальном смысле на фоне разоблачения менеджера певца и его усиливающейся депрессии.

Элвис и Присцилла
Элвис и Присцилла

В фильме заявлялись интересные мысли, которые могли бы стать направляющими и определяющими личность главного героя. В начале истории маленький мальчик Элвис в своём родном городке Тьюпело (штат Миссисиппи) услышал одновременно пение темнокожих в одном и прославление Господа в соседнем здании. Его поразило и то другое своими размашистыми мотивами и проникновенностью исполнения. А пастор сказал, что в жизни бывают случаи, когда опасно говорить, в такие моменты можно петь. Ещё мальчик Элвис очень любил комиксы, его любимым героем был Капитан Марвел, который умел летать. Элвис мечтал спасти своего отца из тюрьмы и улететь с ним на Гору Вечности (The Rock of Eternity). Во время одной из встреч с Полковником Паркером в зеркальном лабиринте Элвис вроде бы шуткой произносит, что он потерялся, не видит выхода. Это очевидно звучит как правда, но парень верит, что имеет в виду именно лабиринт, зато Полковник уже понял, что в его ловушку попалась та самая птичка.

Всё это по отдельности звучит вполне интересно, но этого слишком много для одного фильма, чтобы хорошо раскрыть всё вместе. Поэтому тут позволяли себе забывать важные моменты, используя лишь в репликах между прочим далее по ситуации. Элвис вспомнил слова пастора во время рождественского специального эфира на канале NBC. Тёплые и доверительные отношения у него на самом деле были с матерью, он доверял только ей, а с отцом у него было обычное непримечательное отношение, больше смахивающее на деловое. И, да, Элвис попался в ловушку Полковника, но это было показано на экране за несколько секунд – все эти фрагменты в единую картину не сложились, они выглядели как истории, рассказанные разными людьми, но случайно попавшие в один фильм.

Элвис со своей матерью
Элвис со своей матерью

Как я представляю сама развитие сюжета

Мне кажется можно было бы развивать тему его любви к комиксам с суперсилой. Тем более в фильме есть реплика, что суперсилой Элвиса была музыка. И это благодатная тема сейчас, когда индустрия комиксов так популярна и понятна зрителям. Эта центральная мысль могла бы стать его определяющей чертой. Появляется молодой человек, который находит в себе силу сделать популярным искусство темнокожих, он не боится вдохновляться их талантами во времена, когда Америка поделилась на чёрную и белую стороны. Где даже рукомойники предназначались отдельно для белых и для чёрных. Его и озаряет между святым и грешным – в одном здании пара сладострастно танцует, а в соседнем – люди прославляют Господа. Это бы логично продолжилось в его манере двигаться на сцене во время пения, его суперсила, которая срывает нижнее бельё с поклонниц, и вызывает негодование у пуританских лицемеров, запрещающих его творчество. В концепцию с комиксовым героем укладывается и появление Злодея в лице Полковника Паркера, у него и имя ведь соответствующее, и его замысел ужасен, и история происхождения вполне себе марвеловская. И финальный штришок про птицу, у которой нет ног*, она умеет только летать, а отдыхает, паря в воздухе с раскинутыми крыльями, прекрасно венчает образ короля рок-н-ролла. Ведь птица погибает, коснувшись земли. Как ни парадоксально, супергероя губит нелепая малость. Но это как посмотреть.

*Птица, у которой нет ног – это легенда. Речь идёт о Райской Птице (Paradisaea apoda). Птицы скрытные, их трудно “поймать”, чтобы сделать красивый кадр. На сайте Элементы сказано очень точно: “Изящная и фантастическая идея о полумифических птицах из райского сада, которые живут далеко за морями и океанами, оказалась слишком привлекательна и на многие годы закрыла исследователям глаза на правду”. С 16 по 18 века учёные один за другим поддерживали миф об отсутствии ног у птицы. Из кругосветного плавания Фернан Магеллан привёз красивые тушки без ног, натуралист из Испании Франсиско Лопес де Гомара исследовал тушки и сделал вывод, что существа питались росой. У Карла Клузиуса была попытка дать реальное описание птиц, он показал их вполне обычными, но этот труд остался незамеченным. Французский врач и натуралист Рене Лессон в 1825 году изучил предмет досконально. Именно он открыл наконец, что у этих птиц есть всё как полагается и ноги в том числе. Он выяснил у аборигенов тонкости выделки пойманных птиц. Они поступали в другие земли уже без ног, потому и распространилась легенда об их безногости.

Заметка о птице в этом фильме логична, потому что основная мысль в этом – создание легенды, которая потом путешествует по свету, и люди в неё верят безоговорочно, потому что это красиво и вдохновляюще. Но с правдой не имеет ничего общего. Только именно у База Лурманна не получилось создать из образа Элвиса Прэсли райскую птицу, несущую на своих крыльях атмосферу легенды. Это получилось приземлённое повествование. Хотя, мне кажется, художник по костюмам Кэтрин Мартин (Catherine Martin) обращалась к оперению Paradisaea apoda для вдохновения к созданию гардероба актёра.

***

И я вдруг подумала: не зная Элвиса Прэсли до просмотра, не слушая песен, не смотря клипов, не читая ничего о нём, стало бы мне интересно вдруг поинтересоваться, что же это за певец такой из 50х? Стало быть, раз сомнения возникли, нет, наверное.

Всё же что-то мне понравилось? Мне понравились костюмы, созданные для фильма художницей по костюмам Кэтрин Мартин. И эпизод с репетицией для шоу в Лас-Вегасе. Там у Остина Батлера получилось особенно проникновенно передать энергию певца, его чувство музыки, без которой он не мог существовать.

Этот костюм Остин Батлер оставил себе в качестве сувенира после съёмок
Этот костюм Остин Батлер оставил себе в качестве сувенира после съёмок

***

Интересные закулисные факты

Для своего прослушивания Остин Батлер сначала записал себя поющим Love Me Tender. Когда он посмотрел это, ему показалось, что это лишь подражание Элвису, и он отказался от идеи играть роль. Актёр захотел исполнить роль певца, чувствуя глубокую связь с ним из-за общего горя – они оба потеряли мать, когда им было по 23 года.

Несколько дней спустя ему приснился кошмар о том, что его покойная мать снова умирает. Охваченный горем, он решил излить свои эмоции в музыке. Думая о тексте песни Unchained Melody, он вспомнил: "Эта песня по умолчанию является обращением к романтическому партнёру… Но…что, если я спою это своей маме?" Он сел за пианино в халате и снял исполнение песню на видео. "И такой способ передачи эмоций оказался верным", - сказал актёр. Видео привлекло внимание режиссёра База Лурманна, он был одновременно смущён и заинтригован. Лурманн заявил: "Это было прослушивание? Или у него был нервный срыв?" И после этого договорился о встрече с Батлером и в конце концов дал ему роль.

Остин Батлер сам поёт и танцует в роли молодого Элвиса. Начиная со специального выпуска 1968 года, он исполняет оригинальные выступления Элвиса под фонограмму.

Оказалось, что Элвис Прэсли и Остин Батлер являются 16-тиюрдными братьями. Вернон Прэсли, отец Элвиса, и Лори Батлер, мать Остина, имеют общую родословную. Так что, эта роль просто ждала молодого актёра.