Так уж получилось, что из первых советских телевизоров наиболее известным и запомнившимся стал КВН-49. Это случилось по многим причинам. Потому что эту модель банально изготовили больше всего. И потому что народ припечатал его оригинальной расшифровкой «Купил. Включил. Не работает». И потому что всем хорошо запомнилась та самая линза, про которую даже упоминал в одной из миниатюр Петросян, когда еще не превратился в петросянщину.
Но знаменитый КВН продавался не один. У него имелись конкуренты-предшественники. Только их выпустили в значительно меньшем количестве и быстро убрали из продажи по причине неотработанности конструкции и постоянных поломок. Да и стоили первые телевизоры реально дорого.
Впрочем, это не значит, что выпуск этих моделей оказался бесполезен. Потому что на ненадежных первых телевизорах в принципе отработали процесс их массового производства и последующего обслуживания новой для страны техники. Так в СССР появилась большая сеть гарантийных мастерских, которые героически исправляли весь тот брак, который ударно гнало производство, особенно в последние дни месяца, квартала и года, когда главной задачей было сделать не качественно, а выполнить план любой ценой.
В результате через некоторое время телевизоры из диковинки стали обыденностью. Как потом описала быт и планы советской семьи одна из героинь незабвенного фильма «Москва слезам не верит»:
«…Сначала будут копить на телевизор, потом холодильник купят».
А те старые предшественники-конкуренты КВН-а сохранились в штучных экземплярах, на которые теперь можно посмотреть в основном в музеях. Да и на КВН-ы тоже, хотя их все-таки было банально больше, поэтому сейчас есть где развернуться умельцам, восстанавливающим их до рабочего состояния и красивого, отреставрированного вида.
Так вот одним из предшественников и конкурентов КВН-а непродолжительное время был «Москвич» Т-1. Кинескоп в нем стоял по размерам такой же небольшой, как v КВН, да и внешне он напоминает этот, более известный телевизор. Изготавливался на Московском радиозаводе с 1947 по 1949 годы. Поэтому и «Москвич». Принимал этот телевизор одну программу, впрочем, больше и не было. Кроме того, мог принимать радиостанции с ЧМ-модуляцией в диапазоне от 45 до 47 МГц.
Сделали их около 2000 штук, продавали по цене в 3500 рублей. По тем временам - огромные деньги. Сочетание высокой цены, частых поломок и быстрого «выгорания» кинескопа, буквально за полгода, привело к тому, что выпуск телевизора быстро свернули. Да и вещание на тот момент вели всего два дня в неделю по четыре часа вечером. Поэтому вещь была, конечно, интересная, но очень дорогая и с непонятной перспективностью покупки. В общем, спросом не пользовался.
В это же время в Ленинграде делали «Ленинград» Т-1. Эту модель изготовили в большем количестве чем «Москвич» - в общей сложности в магазины поступило около 6 тысяч штук. Для этой модели использовали шасси радиоприемника «Ленинград», а в плане работы, также как и «Москвич», такой телевизор умел принимать одну программу телевидения и радиостанции, вещающие в ЧМ в диапазоне 45-47 МГц.
Фишка заключалась в том, что «Ленинград» Т-1 был опытным и от партии к партии различался по схемотехнике - схему телевизора отрабатывали, что называется, на ходу. В дальнейшем это позволило заводу перейти на «Ленинград» Т-2 и так далее.
В 1949 году появился тот самый телевизор КВН, который выпускали до 1962 года. Этот телевизор стоил уже значительно дешевле "Москвича" : в разное время от 1200 до 900 рублей. Его делали на нескольких заводах, в нем уже была не одна программа, а три, что впрочем не меняло того, что телевещание в СССР все равно велось только по одному каналу. Но его с каждым годом становилось все больше, вещание стало ежедневным. Да и КВН-ов в итоге сделали пару миллионов штук.
Кстати, расшифровывается сокращение КВН очень просто. Это: Кенигсон, Варшавский, Николаевский - инженеры, которые разработали этот телевизор.
А название знаменитой телепередачи и всего движения «веселых и находчивых» всего лишь прямая аллюзия на название самого распространенного на 1961 год советского телевизора.
Вот такие дела.