Ученые Томского политеха из разных областей науки стараются внести свой вклад в минимизацию загрязнения окружающей среды. В их числе и специалисты Инженерной школы энергетики ТПУ. Множество исследований ученых ИШЭ так или иначе направлено на то, чтобы сократить или исключить вредные выбросы в окружающую среду.
На этот раз они начали работу над жизненно необходимым компонентом жизни человечества - авиатопливом.
При поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» ученые ИШЭ пытаются создать альтернативное топливо для авиации — более экологичное и функциональное по сравнению с традиционным. Политехники планируют получать такое топливо из жидких углеводородов (в частности, дизеля и биодизеля) и различных отходов: растительных масел, биомассы, осадка сточных вод, муниципальных твердых бытовых отходов.
«Авиационное топливо должно соответствовать совокупности важных характеристик. Основными считаются 30-50. Важно создать перспективное композиционное топливо с учетом ряда экологических, экономических, энергетических и технологических индикаторов. Использование смеси традиционного керосина ТС-1 и нового синтетического топлива позволит достичь совокупности этих показателей авиатоплива», — поясняет инженер-исследователь лаборатории тепломассопереноса ТПУ Дмитрий Антонов.
На данный момент ученые-политехники работают с математическими моделями, которые позволяют им изучать характеристики нагрева и испарения капель в камерах сгорания авиадвигателей. Следующий этап - экспериментальный. Его цель - изучить, как новое топливо влияет на рабочие характеристики двигательной установки. Ученые ИШЭ начнут серию экспериментов в начале 2023 года.
Дмитрий Антонов подчеркивает важность исследования. Ученые ИШЭ совместно с коллегами из отделения химической инженерии Томского политеха планируют развивать направление по созданию цифровых двойников технологий производства топлив под конкретные требуемые характеристики.