Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О глубине погружения подводных лодок и тонкостях её измерения

Все наверно помнят эти кадры из фильма "Das Boot" :

Командир решил испытать лодку на глубину погружения и теперь он и другие члены команды с улыбочками поглядывают на военного корреспондента, впервые попавшего в такую ситуации и напуганного звуками сжимаемого страшным давлением корпуса.

На снимке мы видим глубиномер в момент, когда он показывает глубину порядка 110 метров. Спиной к нам стоит старший инженер (по немецкой терминологии) лодки. Когда глубина доходит до 160 метров - и он испытывает мало радости, судя по выражению лица:

-2

Уж ему ли не знать, чем всё это может кончиться. Но тут "Старик" даёт команду на всплытие и все наверняка испытывают чувство облегчения.

А в курсе ли вы, что прообраз этого героя, сыгранного актёром Клаусом Веннеманном, жив до сих пор? Фридрих Вильгельм Эрнст Граде, старший инженер U-96, родился 29 марта 1916 года, т.е. ему сейчас 106 лет, так он выглядел в 2019 году:

-3

Ну, а теперь вернёмся к глубине погружения подводной лодки и тому, что считать этой глубиной. О, это, как оказалось, не такой простой вопрос и целые страницы специальных форумов наполнены пререканиями по этому поводу.

Некоторые исходят из такой логики: вот лодка находится на поверхности, т.е. глубина её погружения равна, казалось бы нулю. Следовательно, когда она станет погружаться, глубиной погружения будет расстояние от поверхности до её ватерлинии. Например:

Сдается мне , что погружение меряют от ватерлинии и погружению например 1м соответствует положение, когда ватерлиния просела на метр вниз.

Другой такой же:

У подводной лодки глубина погружения считается в метрах относительно нормального надводного положения лодки.
То есть физически - считается глубина погружения ватерлинии.

Не путают ли авторы этих строк глубину погружения с осадкой?

Их уточняют:

Это приближенно верно. Фактически существует поправка на расстояние от теоретической надводной ватерлинии до кингстона глубиномера ЦП (центральный пост). Что-то около 1 метра. Ибо когда говорят о глубине погружения, смотрят на прибор и называют его показание. Прибор показывает именно величину забортного давления в точке расположения кингстона.

Голос практика: Увы, реально глубиномер показывает в надводном положении чуть больше. Это не в теории, а на практике. Но в журнал пишут не "глубина 0", а просто "надводное положение".

Несогласный: Глубина погружения измеряется от нижней кромки киля. То есть, фактически - осадка.

Несогласный с несогласным: А теперь внимание - правильный ответ: Глубина погружения измеряется по отношению к нормальному надводному положению, который является "нулем".

Снова адепт измерения от киля: Как бывший вахцер БИП рпкСН могу вас заверить, что иначе, как от киля, ее и не замеряют.

Не будем продолжать цитирование. Вот наиболее мощный комментарий:
Еще раз, суммирую: глубиной погружения на пл называют показание глубиномера центрального поста. Именно эта величина под этим названием записывается во все документы и докладывается всем командирам.
Глубиномер центрального поста представляет собой обычный манометр, который показывает давление забортной воды на входе и оцифрован в метрах 1 м = 0.1 кг/см2
Вход глубиномера или его кингстон расположен примерно на 1 метр ниже крейсерской ватерлинии. Проще было бы располагать его на самой ватерлинии и вести отсчет глубины от нее, но это проблематично технически, потому что воздух, попадая в трубку, искажает показания глубиномера. На киле кингстон глубиномера расположить, кстати, технически еще более проблематично.
В надводном положении глубиномер показывает глубину, отличную от нуля на величину заглубления кингстона глубиномера. Но это никого не волнует, поскольку между надводным положением и перископной глубиной у пл нет устойчивых положений.
Перископная глубина - это такая глубина, когда над поверхностью возвышается головка перископа (0.5 - 1.5м) и, по необходимости, другие поднятые выдвижные устройства. Если показывается часть рубки или даже возникает бурун от нее при приближении к поверхности - это нарушение скрытности перископного положения и непрофессиональная работа рулевого на горизонтальных рулях.
На пл установлены также глубиномеры и в других отсеках и в боевой рубке. Высота расположения их кингстонов может отличаться от кингстона глубиномера ЦП. Поэтому у каждого из них существует поправка для приведения показаний к "главному" прибору.

А я предлагаю вернуться к немецкому фильму. Вот тот самый глубиномер, на который смотрели подводники:

-4

Над стрелкой - "Глубиномер". Под ней - "метров воды над нижней кромкой киля". Вот так считали немцы и считают мои однокашники, служившие на подлодках, к которым я обратился по этому вопросу.

Теперь о предыдущей статье. В комментариях к ней меня поправили, что на этом снимке глубиномер показывает не общую глубину, а в более точной градуировке глубины, близкие к перископной.

-5

Я нашёл и другой снимок с таким глубиномером:

-6

А почему рулевой на горизонтальных рулях смотрит не на него, а куда-то вбок? И обратите внимание, где он держит руки, отнюдь не на штурвале.

Вот его рабочее место в более удобном ракурсе:

-7

Так вот, он смотрит явно на эти стеклянные трубки-уровни, наполненные подкрашенной жидкостью. Если кликнуть по снимку, то на шкале трубки "А" слева можно разглядеть изображение рубки и выдвинутого перископа. Эта шкала размечена на ещё более мелкие деления, чем манометрический глубиномер и позволяет рулевому ещё более точно поддерживать указанную перископную глубину. Привод горизонтальных рулей на "семёрках" был электрический и механический. Штурвалом управляли ими вручную, а кнопками, отмеченными стрелками, с помощью электромотора

-8

Кстати, обратите внимание на буквы ВВС на блоках управления. Это крупнейшая швейцарская электротехническая фирма. Нейтралитет - он такой.

Рулевой охватывает пальцами вот те чёрные ручки и давит на кнопки основаниями ладоней.

Цифрой 1 отмечен глубиномер до 25 метров, цифрой 2 - указатель положения носовых горизонтальных рулей, 3 - кормовых горизонтальных рулей, 4 - указатель числа оборотов левой линии гребного вала, 5 - правой линии. Под маленьким манометром со шкалой 0-200, отмеченным цифрой 6 медная табличка с надписью: Tiefen Kontroll-Messer, глубиномер с уточнением, что контрольный. А что показывает уровень в трубке "Б", я не знаю.

И спасибо Олегу Каждан, обратившему внимание на пустой кронштейн под номером 7. Действительно, скорее всего именно там располагался большой манометр, показывающий всю доступную глубину погружения, но теперь отсутствует. Ниже даже подводящая трубка видна.

И ещё интересный момент. Вот кадр из фильма в момент срочного погружения. Рулевой метнулся к манипуляторам, садиться ему некогда:

-9

Обратите внимание, что на правом посту управления (кормовых рулей) он давит на правую кнопку, а на левом (носовых рулей) - на левую. Если посмотреть на предыдущий снимок с большим увеличением, то можно прочитать таблички под ними:

-10

Слева - UNTEN (вниз), справа - OBEN (вверх). Т.е., носовые рули он ставит в положение на погружение, а кормовые - на всплытие. А именно в такое положение их и следует ставить при быстром погружении. Создатели фильма не погрешили даже в такой мелочи :)

*****

Кстати, об одном заменителе радара на немецких подводных лодках:

На чём летали немецкие подводники

.............................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь