Привет всем исследователям мрачных лабиринтов и собирателям наконечников стрел. Сегодня в нашей постоянной рубрике три достаточно громких ремейка, переосмысляющих классические и культовые франшизы. Как шутливо сказал в одном из эпизодов классических "Симпсонов" Гомер: "Сломал или улучшил???". Давайте разберемся, кто сегодня сломал хорошую вещь своим переосмыслением, а кто привнёс что-то достойное и новое.
Восставший из ада
С тех пор, как появилась информация о разработке новой полнометражной ленты с классическим заглавием пера Баркера, меня интересовал лишь один вопрос - кому достанется режиссерский пульт. По поводу всего остального можно было не сомневаться - ясно было, что к фильму подтянут обязательную соцканву, всякие гендерные тренды, потратят кучу денег на продакшн и рекламу, сделают новые костюмы и, конечно, высокомерно назовут фильм "Восставший из ада", безо всяких там постфиксов.
Когда выяснилось, что постановкой займётся Дэвид Брукнер, появилась надежда, что проект может выйти очень даже неплохим. Брукнер, будучи членом команды Radio Silence работал над неоднозначным, но однозначно неплохим "Монстры Юга", а также отметился как режиссёр крепкого фолк-хоррора "Ритуал". Прошлогодний же его фильм "Дом на другой стороне" доказывал, что Брукнер умеет в атмосферу и хорошо работает с пространством, а также является исследователем новых интересных граней в жанре. Но увы...
Наверное, помпезную часть с восхвалением Клайва Баркера, как мастера работающего на грани и немного за гранью, можно опустить - все итак прекрасно знакомы с его работами. Если интересно - советую почитать лонгрид о создании "Кэндимена" - книги, оригинального фильма и ремейка (ссылка внизу). Самым главным достоинством оригинального "Восставшего из ада" была, несомненно, режиссура самого Баркера, которая позволила создать полотно таким, каким оно вошло в классику жанра.
Картина, как и вторая часть, вышли настолько жуткими и давящими, что так и остались стоять особняком от остальных фильмов жанра хоррор - заметьте, "Hellraiser" не фигурирует ни в одном хит-параде самых жутких фильмов. Но мы сейчас говорим о новом фильме, который вышел почти спустя 20 лет после выхода 8 части (две последующие можно вообще не брать в расчет).
Что нас ждёт за стильным постером и вылизанным трейлером с каруселью, блестящим узнаваемым кубом и сокрытыми в тени синобитами?
Да вот примерно то же самое и ждёт. Но давайте вкратце о сюжете. Итак, после пролога, демонстрирующего вечеринку у богача, который, как водится, пресытившись всем, раздобыл себе опасную игрушку и принес в жертву одного из гостей, нас знакомят с главными героями - девушкой Райли, которая пытается побороть зависимость от веществ, её брат-гей, который ей в этом помогает, периодически выставляя из дому, друг брата и какая-то приблудная девчонка.
В один из вечеров, когда Райли после очередного срыва оказывается на улице, она вместе с товарищем по аддикции Тревором отправляется на какое-то мутное мероприятие, в ходе которого в руках у пары оказывается тот самый кубик. Ну дальше, думаю, примерно понятно. Райли открывает кубик, её брат пропадает, а дальше много беготни, маловнятные ситуации морального выбора, и пара стандартных таких сюжетных твистов.
В общем, в плане сюжета - совершенно никаких изысков. Типичная тема героини с проблемами, которая в том же "Зловещие мертвецы. Черная книга" раскрыта и то интереснее. Здесь бэкграунд никак особенно не влияет ни на поступки в реальности ни на специфику общения с синобитами. Остальные герои не менее скучные и о них сложно что-то сказать. До кучи - старая добрая болезнь ужастиков в виде откровенного подтупливания героев и пробоин в мотивации и логике.
Например, почему синобиты не могут пройти через какую-то глупую решетку? Возможно, ответ есть у авторов в голове, как и многое другое. Например, как дух оригинала с его идеологией и особой эстетикой - тут всё осталось в тени. В тени остались и синобиты - их можно разглядеть ненамного лучше, чем в трейлере. Да, можно заметить, что большинство из них женщины, на этом всё. Занятно, что в оригинале 35-летней давности синобиты получились намного более пугающими. Как и атмосфера, как и сюжет, как и герои.
Краткая справка - оригинальный фильм был поставлен Баркером по собственной 180-страничной книге "Сердце, ищущее ада".
К сожалению, Брукнер завалил фильм - типовой сюжет о подростках с проблемами здесь никак не вкатывает, а от духа оригинала нет почти ничего, какие бы красивые истории о тяжёлом и сложном гриме нам не рассказывали. Получилось какое-то продолжение "Дома на другой стороне", где Брукнер продолжил упражняться в геометрии и режиссуре. Баркер числится в касте, но он продюсер, и его влияние, видимо, было ограничено. А жаль.
Джиперс Криперс. Возрождённый
А вот здесь как раз нужно было тщательно прятать главного монстра в тени, может быть, так он выглядел бы хоть немного страшным. Вообще, было бы неплохо, если бы главные герои тоже пореже выходили в свет рампы - шептались бы где-то в потёмках, был бы ещё один плюс. Ну и, пожалуй, неплохо было бы декораторам спрятать свои неумело сделанные задники, а режиссеру - спрятать зелёную ткань.
Ещё фильму бы очень помогло, если бы сценарист, скажем, писал скрипт в полусне - там иногда приходят неплохие идеи. А мастерам по эффектам - не уверен, впрочем, что они вообще там были. Вообще, вот классно было бы, если бы в тени осталось само намерение снимать этот фильм. Было бы здорово. Один час и двадцать с лишним минут спасённого времени.
А ведь, знаете, фильм ведь и не хотели снимать. Но, как обычно бывает, жажда наживы спутала все карты. Продюсеров убедил успех комиксов во вселенной "Джиперс Криперс", и фильм запустили в производство.
На этом статью, в общем то, можно было и закончить - итак всё ясно - но давайте уж дожмем, коль начали.
Не думаю, что кто-то когда-то считал оригинальный "Джиперс Криперс" особенно уж страшным фильмом, и записывать его в классики хоррора никто не собирался. Но на безрыбье оригинальных идей и, в особенности, оригинальных новых монстров в начале 2000-х, этот чудак в шляпе со своей наскоро сшитой, как и его костюм, историей, которая взяла начало не то в одноименной песне не то в считалка, как-то прижился среди культовых злодеев.
Сборы были неплохими, впрочем, с каждой новой частью, как водится, стремительно уменьшались. Касаемо новой части - её явно ждёт заслуженный провал. Как удачно заметил кто-то, бюджет составил около 5 миллионов, из которых на производство, кажется пошло около семи баксов.
Давайте коротко о сюжете - рассказывать тут особо нечего. Пролог даёт отсылку к оригиналу, правда вместо брата с сестрой тут престарелая пара, которая, как и герои оригинала видят Крипера, скидывающего что-то в колодец, и решают вернуться и проверить(зря они это сделали). Несмотря на то, что это незамысловатая сцена, отсылка и клише, это лучшая часть фильма, ведь здесь ещё сложно понять, насколько фильм низкого качества. Ну а дальше наше внимание напрасно занимают Лэйн и Чейз, которые как бы пара, хотя химия между ними очень странная, и отправляются они на фестиваль ужасов с косплеем и прочими развлечениями, где, конечно, выигрывают конкурс (ведь холодная к ужастикам Лэйн, конечно, избранная) и отправляются в дом кошмаров, а там их поджидает настоящий Крипер. А, да - ещё с ними идут брутальный водитель фургона и съёмочная группа, которая снимает реалити.
Удовольствия от всего этого извлечь никак не получится, зато можно извлечь ценный урок - не нужно смешивать всё подряд и кидать в один котёл в надежде на хороший результат. Чуть не забыл - у героини ещё и видения.
Так и вижу, как участник сценарной группы вскакивает и предлагает - "а давайте у героини ещё будут такие видения!" Наверное, эта воображаемая сцена будет сниться мне в кошмарах, ведь это самое страшное, что осталось от Джиперса вместе с Криперсом.
Актеры играют ужасно, высокомерная Лэйн раздражает не меньше, чем её никакой бойфренд, остальные не отстают. Крипер сделан отвратительно - такое ощущение, что кадры, где он "лепит" свое тело из кусков - это просто заснятый за сценой момент наложения грима. Эффекты за 7,5 долларов сделаны будто школьниками "ради прикола" в графическом редакторе без особых усилий. Больше добавить, пожалуй, нечего.
Нет, есть.
Рейтинг на IMDb - 2.5
Рейтинг на КиноПоиск - 3.3
Вместо тысячи слов.
Хэллоуин заканчивается
Справка из словаря.
Хэллоуин - в т.ч. классический фильм ужасов Джона Карпентера 1973 года, один из основателей жанра слэшер и феноменов "final girl" и "королева крика".
Заканчивается - прекращает свое существование, уходит в небытие.
Франшиза - (в кино) серия фильмов, связанных друг с другом тематически. Как правило, франшиза создаётся на фоне коммерческого успеха оригинала, и не прекращается до исчезновения финансового результата (а иногда и дольше).
Общие сборы франшизы - суммарный финансовый результат, прибыль всех фильмов серии. Например, "Хэллоуин" суммарно принес более 700 млн. $
Заканчивается* - скорее всего, красное словцо, использованное авторами для привлечения внимания.
Думаю, мысль понятна.
Так или иначе, появление героини Лори Строуд и представляющей её на экране титулованной королевы крика Джейми Ли Кертис в последующих вероятных фильмах по понятным причинам маловероятно. Поэтому почти 45-летняя история игры Лори и Майкла в кошки-мышки с обязательными прятками в стенном шкафу кажется закончена.
А большего никто и не обещал.
Снова опустим церемониальную часть о восхвалении оригинального фильма и талантов Карпентера, но вспомним, что всегда было фишкой этой линейки фильмов. Конечно, речь о фигуре самого Майкла Майерса, о его безмолвности, неуязвимости и абсолютно немотивированной агрессии. Сколько бы тот или иной фильм не пускался в объяснения, таинственности вокруг Майерса только прибывало. Эта необъяснимость происхождения Майкла и была одним из главных магнитов франшизы.
И режиссер Дэвид Гордон Грин попытался не только приоткрыть завесу тайны, он сделал кое-что другое. Он попытался покончить с Майклом Майерсом навсегда. Однако, что это в действительности меняет?
Кстати, сам Карпентер изначально считал историю законченной уже в первом фильме - именно там декларируется существование вечного бессмертного зла. Однако, позже у автора появились другие идеи, которые пошли вразрез с мнением продюсеров, и которые теперь предположительно могут стать основой для новой ветви истории под крылом Блумхаус.
Итак, после помпезной и затянутой первой части, полной клише и заурядных приемов и совершенно, на мой взгляд, бесполезного "Хэллоуин убивает", который можно описать примерно, как "бессмысленная суета", нам представили финальный номер трилогии Грина в соавторстве с Блумхаус и с Карпентером в роли продюсера и композитора.
Что нас здесь ждёт? Нас ждёт Лори Строуд, которая наконец нашла в себе силы оставить прошлое и зажить обычной жизнью - она пишет книгу о Майкле и своей борьбе с ним, она больше не строит ловушки и не упражняется в стрельбе, она живёт с выжившей внучкой и надеется, что её смелое решение и есть средство избавления от зла.
Вдобавок, ей встречается парень по имени Кори, которого она отбивает от толпы хулиганов, принимает за своего и знакомит с внучкой, с которой у Кори как-то очень резво закручиваются отношения. Лори видит в Кори своего, как и Элисон, ведь Кори также носит печать травмы Хэддонфилда - будучи подростком он подрабатывал няней, и жуткий несчастный случай, закончившийся смертью его подопечного, сделал Кори изгоем и заставил забыть о мечтах и травмах.
Новые отношения пробуждают в Кори жизнь, однако, издевательства окружающих пробуждают кое-что другое, дремлющую агрессию, древнее зло, которое становится сильнее, когда Кори случайно попадает в старый коллектор и сталкивается там...
Теперь Лори снова предстоит столкнуться с чем-то ужасным, но что ещё хуже - ей придется оказаться по другую сторону баррикад от собственной внучки. И, конечно, сам Майкл тоже набирает силу.
Конечно, конечно. Старый коллектор, странствующее зло, принимающее разные облики. Это мы видели в "Оно" Кинга. И, хотя у Грина сотоварищи концепция получилась не такой ладной и вторичной по отношению к Кингу или "Фантомам" Кунца, этот прием позволил покончить с историей Майкла и Лоури, но при этом не исключать возможного продолжения.
Занятно, но изначально никакого Майерса не было. Карпентер задумал злодея, дав ему имя "Shape" - форма, фигура, и это должен был быть безымянный убийца без причин и мотивов, чистое зло. Думаю, из этой концепции понятно, что конец Майерса ничего не меняет. "Форма" просто ищет подходящую начинку, а зло всегда существует, витает в воздухе. Об этом же пишет в своей книге в финале героиня Кертис.
Итак, по итогу у нас получился достаточно бодренький по сравнению с предыдущей частью трилогии ужастик, без особых откровений, но вполне смотрибельный. Конечно, многие будут недовольны разыгранной авторами картой, многие сочтут концепцию вторичной и притянутой за уши - и не сильно ошибутся. Так или иначе, как заметил, кто-то, самое лучшее в "Хэллоуин заканчивается" - то, что он заканчивается. И при этом нельзя назвать просмотр невыносимым испытанием. Всё же в сравнении с двумя первыми фильмами подборки, этот не так плох, и хотя бы что-то - годное или не очень - пытается привнести новое.