Найти в Дзене
Александр Дедушка

Как, по словам св. Серафима, нужно вести себя при молитве и во время молитвы в Церкви?

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Преподобный батюшка Серафим среди всех средств стяжания благодати Святого Духа главное место отводит молитве.

В этом он опирается на святоотеческое предание и ссылается на свт. Иоанна Златоуста:

«Велие есть оружие молитва, сокровище неоскудно, богатство никогда не иждиваемо, пристанище безволненно, тишины вина и тьмам благих корень, источник и мати есть».

А также на св. Исаака Сирина:

«Кроме непрестанной молитвы мы приблизиться к Богу не можем».

И главное место в этой непрестанной молитве отводится молитве Иисусовой, которую нужно повторять умом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Обязательными условиями при такой молитве должны быть:

- соблюдение мира совести;
и
- хранение себя от рассеяния.

Первое условие – это как бы предварительное условие молитвы, без которого не стоит вообще начинать молитву.

Совесть молящегося должна быть чистой и не укорять человека.

В противном случае нужно сначала очистить совесть покаянием, чтобы уже из этой «чистоты», воздевая к Богу «чистые руки», беспрепятственно взывать к Богу.

Что ж – здесь все понятно.

А вот на втором условии давайте остановимся подробнее.

То, что в молитвенном обращении человека к Богу внимание есть необходимейшее условие, в один голос говорят все святые.

В противном случае – она не просто обращается в бесполезное «битье» языком по воздуху, но еще и привлекает на себя гнев Божий, так как становится кощунственным нарушением заповеди: «Не произноси имя Господа напрасно».

Но в то же время сохранение этого внимание – весьма непростая задача.

Так как наше внимание к Богу во время молитвы есть постоянная мишень для дьявола. Все его усилия направляются к тому, чтобы вывести нас из молитвенной сосредоточенности и рассеять наше внимание.

Батюшка Серафим по этому поводу замечает:

«Почему всегда должно стараться, чтоб не предавать себя рассеянию мыслей, ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его по действию диавола, как св. Макарий говорит: все супостата нашего тщание сие есть да мысль нашу от памятования о Боге и страха и любви отвратит».

Поэтому во время молитвы нужно стремится к тому, чтобы соединились два главных ее «мотора» - сердце и ум.

Сердце должно согреваться душевным теплом во время молитвы, а ум остриться и крепиться своей сосредоточенностью, и если нам удастся их соединить во время молитвы – мы приблизимся к главной ее цели – соединению с Богом:

«Когда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека».

В таком состоянии сердце и ум дополняют друг друга – сердце «согревает» душу, а ум «просвещает» ее.

И просвещение это называется «светом Христовым», так как соединяет человека в молитвенном общении с Иисусом Христом.

А это в свою очередь становится источником «мира» и «радости».

Что ж – если мы не испытываем подобных состояний во время молитвы, нам нужно укорять самих себя.

Нужно пройти по всей «цепочке» - и понять, где «сбой».

И если наша совесть чиста, то в большинстве случаев окажется, что наши помыслы – увы! – рассеяны.

Мы не можем сосредоточиться в молитве - мы не обратили нашу душу в «линзу», которая собирая и сосредотачивая в одной точке солнечный свет, зажигает лежащие за ней предметы.

Так и наша рассеянная молитва не может согреть и «зажечь» нашу душу.

Увы – в большинстве случаев так и происходит.

Но батюшка Серафим не оставляет нас в этой беде и, прекрасно понимая наше состояние во время молитвы, дает следующий совет:

«Если в молитве случится плениться умом в расхищение мыслей, тогда должно смириться пред Господом Богом и просить прощения, говоря: согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».

Тогда наша молитва будет соединена с постоянным покаянным чувством, которое в свою очередь будет помогать нам хранить внимание и не рассеиваться дальше.

Особый случай – молитва в храме.

Что там говорить – еще св. Василий Блаженный сетовал в XVI веке, что в битком набитом московском храме на самом деле почти никого не было.

Говоря об этом Иоанну Грозному и тоже его укоряя за «отсутствие» в храме, св. Василий как раз и имел в виду то, что люди телом стоят в храме, а своими мыслями парят где-то совсем в других местах.

С тех времен картина если и изменилась – то в худшую сторону.

Среди современных толп, набивающих храмы, много ли по-настоящему молящихся? Молящихся по тем критериям и советам, о которых говорил батюшка Серафим?..

Увы – и в Церкви еще больше «соблазнов» и поводов к отвлечению внимания, парению мыслей и «развлечению», чем при молитве дома.

Имея это в виду, батюшка Серафим дает конкретный практический совет:

«В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда унываешь, или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую пред ним свечу».

Да – грустно, что и в храме Божьем мы больше грешим нашим зрением, чем служим им Богу.

Поэтому батюшка Серафим и советует нам закрывать глаза, предохраняя тем самым от блуждания по сторонам и отвлечения от внутренней молитвы.

Обратите внимание – не смотреть даже на священника или священнодействия! Это тоже – прямой повод к развлечению внимания и ухода от внутреннего молитвенного сосредоточения.

Открытые глаза должны быть сосредоточены или на образе или на горящей свече – все! Других вариантов нет, если мы хотим не развлекаться.

Но – увы! – и с закрытыми глазами нас подстерегают свои ловушки.

Во-первых, отвлекаться и развлекаться можно и внутренне – приходящими мыслями и образами. Батюшка Серафим об этом не говорит – но это само собой разумеется.

Во-вторых, будут подступать скука, уныние и дрема.

Так что и с закрытыми глазами нужно быть постоянно начеку.

И как только эти - на этот раз уже «внутренние» - враги начнут одолевать – тут же открывать глаза.

Поистине, молитва для нас, в виду нашей полной негодности и испорченности, превращается в некое подобие «поля боя», где в большинстве случаев мы падаем, пораженные очередными «пулями» и «осколками» отвлечения.

Поистине – бедные мы люди! Куда ни кинь – везде у нас клин!..