Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова под день памяти великомученика Димитрия Солунского. О целесообразности празднования дня большевистского переворота. Вечер 7 ноября 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".
Святой великомученик Димитрий пострадал в городе Фессалоники, откуда у нас эта икона. Я прикладывал её и к мощам великомученика. В Греции теперешней он очень почитается. В Греции в Церкви принят новый Григорианский календарь, там этот праздник уже две недели как отпраздновали. По телевидению показывают богослужения в Фессалониках, на которых присутствует всё начальство, городская власть, с кораблей пушки палят. Очень торжественное бывает богослужение, храм битком набит народом. В честь великомученика Димитрия есть древний город, в честь него древние храмы построили. В нашей третьей столице, во Владимире, есть известный Дмитриевский собор, очень древний. Многие наши князья в древности носили имя в честь него, потому что его житие произвело на наших древних русских людей такое впечатление. Ещё это связано с тем, что он из того города, где проповедовал апостол Павел. Послание святаго апостола Павла к Cолунянам – это как раз к жителям города Фессалоники. Оттуда и Солунские братья Кирилл и Мефодий, которые стали просветителями славян. Этот город находится на севере Греции. Такой торговый был город, там жили славяне, а по некоторым версиям и они сами были по происхождению из славян. Они проповедовали и составили перевод богослужебных книг и Священного Писания на славянский язык. По милости Божьей они являются нашими просветителями. Для нас и для нашей истории этот день тоже очень важен.
Когда я в первый раз в жизни служил всенощную под Димитрия Солунского много лет назад, меня поразило, что это Евангелие прозвучало на всенощной вечером двадцать пятого октября по Юлианскому календарю, в тот раз, когда начался штурм Зимнего дворца. Как всё из этого Евангелия дословно исполнилось на нашем народе, что предаст брат брата и дети восстанут на родителей своих. Сегодня мне пришлось участвовать в некоторых официальных мероприятиях, государственные мужи очень осторожно высказываются об этом празднике. Сейчас его принято называть праздником мира и согласия. Действительно, мы в этом мире и согласии очень нуждаемся, но память о начале страшной революции, которая произошла двадцать пятого октября или седьмого ноября по новому стилю, она есть во всех. Боятся об этом даже сказать, как кое-кого обычно боятся к ночи помянуть. Действительно, этот период для нашего народа и государства роковой и страшный. Последствия его мы будем ощущать всегда. Хотя, конечно, дело не в дне, а в том состоянии души народной, которое привело к этой ситуации, когда восстал брат на брата. Люди забыли Евангелие, забыли любовь, в людях возобладала ненависть. Мы все недавно переживали то, что происходило в Москве, связанное с этим террористическим актом. Всех нормальных людей это ужасает. Сегодня даже Евгений Максимович Примаков говорил: «Я говорил с этими уродами, а они объявили, что с понедельника начнут людей расстреливать». Они как нелюди. За что расстреливать? Чем эти люди, которые пришли на это дурацкое шоу, провинились перед этими чеченцами? Да ничем. Просто взять подряд кого попало и начать расстреливать, потому что душит бессильная злоба, гордость, комплекс неполноценности. Это таким вот страшным образом выливается. А теперь представьте, что это не в одном «Норд-Осте», а этим охвачен весь Петербург, вся Москва, весь Царицын, весь Екатеринбург, вся страна. Вся страна была охвачена этим террором. В этом терроре, правда, была и какая-то разумность. Тут случайные люди, а там брали лучших людей. Если девушка учится в гимназии, то прежде чем убить, её надо сначала изнасиловать. Если это купец, то прежде чем его повесить или расстрелять, сначала надо поиздеваться. Если офицер, то раздеть догола. Если священник, то кишки вспороть, прибить к столбу и кнутом гонять по кругу. Выбирали и судей, и членов Государственной Думы, и министров, всех начальников жандармерии, полицмейстеров. А уж что делали с полицейскими чинами, просто если в форме появится, убивали самым жестоким образом вообще ни за что. Нам это невозможно представить. Это немного может представить человек, который выжил на Дубровке, а тогда вся страна была в этом осатанелом состоянии.
Вчера или позавчера, накануне этого дня я случайно включил телевизор, там умные дяди, историки, рассуждали об истории. Говорили о том, что наш народ вполне имеет право праздновать этот праздник, ничего в этом плохого нет, всё это законно. Народ восстал и, хотя есть такая присказка, что история не терпит сослагательного наклонения, но, дескать, если б не случилось того, что большевики захватили власть, что случилось бы? Допустим, Колчак или Корнилов стал бы верховным правителем России. Была бы военная диктатура, всё было бы мягче, такого беспощадного террора не было бы. Убили бы не десятки миллионов, а несколько миллионов. Наверное, интеллигенцию или дворянство не уничтожали бы так массово за одно только происхождение. Но в целом было бы всё то же самое, потому что система внутри уже прогнила. Всё это во многом абсолютно справедливо. Действительно, вокруг императора Николая Александровича сложилась такая ситуация, что ему не на кого было опереться. Россия вела войну очень широкомасштабную, с огромным фронтом. Прежде чем отречься от престола, он запросил всех начальников фронтов, и каждый из этих генералов высказался за его отречение от престола. Можете себе представить, каково вести войну, когда все генералы у тебя предатели? Как это вообще возможно? Начальник генштаба Алексеев тоже был первый из них. Понятно, что у него просто другого выхода не было. Вот такая ситуация, таковы были эти люди, которым доверена страна. Во время войны армия представляет собой скелет государства. Нет скелета, всё рассыпается. Это единственная сила, самые здоровые мужчины являются скрепами государственного организма, а они все предатели. Всё сломано, всё сгнило. Вот какая страшная история. Конечно это всё вылилось в то, во что вылилось. Но какова оценка, всё же главное дело в этом. Это было чудовищно. Это самый худший день нашей российской истории. Это день стыда, день покаяния, это день ужаса и кошмара. Это день, когда вся страна оказалась в заложниках. Действительно, во всех городах России большевики пришли к власти путём захвата заложников. Брали по триста, по пятьсот, по тысяче самых лучших людей. Всех их сгоняли и на глазах у всех их кончали. Весь народ был в шоке, потому что такого в России никогда не было. Когда была введена смертная казнь, в Москве несколько лет не могли найти человека на приличное жалование на должность палача. Никто не хотел этим заниматься. Людей убивать – да упаси Бог, да ни за какие деньги. А тут начался разгул этого страшного террора, терроризм в масштабе страны.
Он, конечно, готовился заранее, со времён ещё так называемых декабристов. Это они развязали этот террор, они первые восстали на государственную власть, это они посягнули на самое святое. И с чего они начали? Героя войны 1812 года Милорадовича застрелили на этой Сенатской площади. Спрашивается, за что? За что этого прекрасного генерала застрелили? Потому что они были террористы – и Пестель, и Рылеев, и Бестужев, и Муравьёв. А у нас детей продолжают в школах учить этому терроризму, продолжают восхвалять вот эти страшные мотивы в сердцах людей. Их объявляют благородными, их ставят в пример. Вместо того чтобы проклятьям предать имена этих декабристов, этих народовольцев, этих социал-революционеров. Страшная цифра – за 1905 год чуть ли не одиннадцать тысяч милиционеров, тогда их называли городовыми, убили по всей Российской империи. Просто стоит человек на посту, охраняет порядок, а его убивают. Убивали всегда из-за угла, всегда самым подлейшим образом это делали. Александр II пережил шесть покушений, Александр III чуть меньше. Всё-таки убили Александра II. За что? За то, что он освободил крестьян, отменил крепостное право, сломал всю государственную систему несправедливости по отношению к крестьянству? Он сам сверху провёл такую реформу, вот за это его убили.
То, что происходит сейчас в духовном плане – это естественное следствие того, что ещё не изжито. В этом, собственно, никто даже и не думает искать причину, а причина именно в этом. Весь наш государственный строй изначала был построен на терроризме, а потом террор уже вошёл в виде репрессий. Террор – странное явление самой государственной власти против собственного народа, причём самым парадоксальным образом. Накануне войны уничтожают офицеров и генералов. Когда стране нужны умы, уничтожают учёных. И так во всём. Нравственное состояние народа падает – уничтожают духовенство. Понимания этого до сих пор нигде и ни в ком ещё нет, всё по-прежнему. Даже как-то слышал по радио выступление Елены Боннэр, она старчески прошамкала: «Нас в детстве воспитывали на декабристах». Тогда не удивляйся, если декабристы – наше знамя, тогда мы должны восхвалять «Норд-Ост». Если сказали «а», надо говорить и «б», потому что это всё вещи одного порядка – это восстание черни на государственную власть. Кто был ничем, совсем ничем, тот станет всем. Поэтому до тридцатых годов великую октябрьскую революцию так никто не именовал. Сами большевики говорили, что это переворот, перевёртыш. Всё самое подлое, всё самое гнусное, всё самое жестокое, всё самое безобразное, всё самое вороватое, всё самое скотское, что есть в человеке, то прославляется, а эти люди, носители этой духовности, встают во главе, а всех остальных пытаются заразить этим. Как блатные говорят – «замазать». Для чего? Чтобы ты был такой, как мы. И все должны кричать «ура» и руки поднимать в знак согласия или с флагом ходить. А люди сейчас по этому времени скучают. «Мы испытывали гордость за нашу державу». А ведь мы сейчас пожинаем плоды, всё развалилось в стране. Почему? Называют разные причины, начиная от маленького поросёночка Гайдара, кончая какими-то, знающими иностранный язык, Чубайсами. Просто смешно, неужели маленький поросёнок может загнать такую страну? Нет, причина во всех нас самих, в нашем нравственном состоянии, в том, что мы такие, какие есть. Это не какие-то внешние причины, потому что на нас никто извне не нападал, это всё произошло внутри. Это следствие тех духов и тех идей, которые впервые так явно проявились именно на Сенатской площади. Это следствие того, что по-прежнему официально в школьных программах считается настоящим и благородным.
Конечно, в русском народе, помимо дурного, есть очень много хорошего. Конечно, мы испытываем радость по поводу того, что были такие люди, как Туполев, Вавилов, Галина Уланова. Это всё понятно, это достижения нашего народа мирового класса. Но это вопреки всему тому, что было. Это та жизнь, которая жительствовала помимо этого чудовищного терроризма, здесь посеянного этими страшными людьми, выращенными в масонских ложах. Это были тайные общества. Если вы почитаете программу Пестеля, можно за голову схватиться. Почему её в школе не изучают? Взяли бы и опубликовали. Почему не приводят подлинный текст? Потому что это так же страшно, как манифест коммунистической партии, совершенно цинично и откровенно. Вот в чём дело. Эти люди были противниками Христа, противниками Церкви. Их идеи – это идеи сатанинские. Это они не сами изобрели, это всё раньше появилось. Сперва произошло в Англии, во Франции. Сначала всё забурлило и закипело совсем не здесь, а потом уже пришло к нам. У нас уже на русской почве это всегда принимает самые чудовищные формы.
Вот об этом в этот день нам тоже необходимо подумать и вспомнить, потому что от нас тоже кое-что зависит. Зависит от того, как мы будем воспитывать своих детей и внуков, чему мы будем их учить, будем ли мы сопротивляться той продолжающейся брехне, которой пичкают наших школьников, начиная от того, что человек произошёл от обезьяны, кончая тем, что нам ничего не надо вычеркнуть из истории. Да, а зачем? Мы же не вычёркиваем Ивана Грозного, не надо вычёркивать и Лаврентия Павловича Берию. Надо этому ужаснуться, до какого страшного состояния может дойти человек. Можно изучить биографию Лаврентия Павловича, можно даже изучить дело, по которому его судили. Как человек может дойти до такой совершенно сатанинской придури, такой страшной одержимости? Как он мог прийти в такое состояние? Закономерным путём. Когда маленький мальчик говорит: «А я ругаюсь. А я курю. А я пью». Какой следующий шаг? «Я ворую». А четвёртый? «Бью кого-то». А пятый? А пятый: «Я убиваю». Всё, ступеней вниз не так уж много. Ты уже ругаешься, ты уже куришь, ты уже пьёшь, ты уже ногой кого-то бил в лицо, следующий шаг уже за нож. Всё, приехали. Надо всё помнить, надо всё знать, только праздновать нечего. Праздновать, действительно, нечего, потому что в этой революции не было никакого освобождения ни от чего. Это было закрепощение ещё большее силами зла, когда наш по своей природе хороший, добрый, трудолюбивый, трезвый, талантливый, умный народ превратился в незнамо что. И сейчас мы пожинаем плоды этого. Нормального человека не найдёшь, все родители жалуются на своих детей. Сама атмосфера столь страшна и ужасна, что мы уже практически подкатились к жизни, как в Вашингтоне или Нью-Йорке. Тут одна знакомая говорит, что вызвала такси на дом, чтобы поехать куда-то. Представляете, ей в Москве такси заявляет: «А мы в тот район сейчас не ездим». Представляете, это в Москве. Я вообще обалдел, как так? Раньше это было только в Америке. В Лос-Анджелес приедешь, в Голливуд не ездят, а если ездят, то надо проскакивать это место. Если ты остановил машину, всё, ты можешь живым не выйти, потому что местная публика тебе её разобьёт, ветровое стекло вытащат, украдут, убьют. Полиция туда носа не кажет. Но это Америка, а вот и мы докатились. Уже таксист боится в Бибирево ездить, потому что эти силы зла столь сконцентрированы, что слишком для него большой риск. А человек не хочет, он же работает для того, чтобы денежки в семью принести. Если тебе надо туда ехать, давай, рискуй за свои. Вот до какого страшного состояния мы дошли. Нам обязательно нужно это осознать. Почему? А если мы этого не осознаем, мы как эти горе-доктора наук истории, будем по-прежнему считать, что раз это было, раз народ поддержал большевиков, еле-еле, но чаша склонилась в их сторону, значит, и в празднике нет ничего дурного. Хотя один историк правильно сказал, что примерно треть армии воевала то на белой стороне, то на красной. Это действительно было так, потому что огромная масса людей в этом участвовали. Действительно, захватят в плен, красный околышек на шапку привяжут, ты теперь за красных. Мы сейчас, спустя восемьдесят лет, разобрались, что к чему, но тогда, представьте себе, крестьянин, еле грамотный, пришедший из окопов Первой мировой войны, где было тоже не пойми чего – то братания, то расстрелы офицеров. И вот тут русские, и там русские. Эти говорят: «Давай, мы против царя». Другие говорят: «Давай, мы против большевиков, потому что там одни евреи». Ты за евреев или за царя? А царь убит. Как разобраться, кто прав? Этот говорит: «Там евреи». А тот смотрит – китайцы подошли, латышские стрелки. Они сейчас очень отстаивают свободу, русских там гонят. Забыли сколько латышских стрелков участвовали в русской революции. Может быть, мы счёт выставим? Вот как тут понять? Поэтому человек, куда его гонят, туда он и шёл. Все в чаду, все в каком-то отупении, озверении. Поэтому этот день, седьмое ноября – это начало самого беспробудного зверства, которое только могло быть вообще в природе на нашей земле. И это в христианском народе. Когда мы встречаем такое в Камбодже, мы как-то не удивляемся. Это дикий, языческий народ, им это полагается. Когда инки и ацтеки по триста пятьдесят тысяч людей за раз приносят в жертву, это понятно, но здесь все крещёные, все прошли церковно-приходскую школу, все знают «Царю Небесный», «Святый Боже, Святый крепкий», «Отче Наш», «Богородицу», «Символ веры». Все знают, все носят на себе крест, половина армии ещё причащалась каждое воскресенье в полковых церквах. И вот эти же люди так себя повели. Конечно, когда этот пожар революционный, который даже поэты прославляли, как «пожар революции». Ты посмотри на себя, если ты прославляешь пожар, то ты сумасшедший. Может, ты будешь ещё наводнение прославлять? Блок писал: «Дева революции». Сравнивает революцию с прекрасной девой. Значит ты осатанел. Попробуй сейчас напиши стихи, прославляющие Бараева, и отнеси в «Московский комсомолец». Принеси, скажи: «Я про террористов написал оду, давайте напечатаем». Тебя в участок сдадут или лицо побьют. Это даже «Московский комсомолец», который готов писать любую чернуху, но на это не отважится. А тут отваживались, и не кто-нибудь, а гениальнейшие поэты, как Владимир Владимирович Маяковский, как Блок. Они этим жили, они это прославляли, они это заявляли. И не только они, там и Багрицкий, практически все. А Брюсов вообще в ВКПБ вступил. Представьте, в то время вступить в ВКПБ. Я понимаю на фронте, в 1943 году, если человека убьют, то считайте его коммунистом, если нет, то нет. Это ещё понятно, тут враг, немец. А тут-то что? Если лучшие по своей тонкости и духовной организации люди дошли до такого страшного, вполне адского уровня падения, то что говорить о простом бедном народе, о бедных солдатах, крестьянах полуграмотных? Вот какой это страшный период.
Сколько мы будем это изживать, сколько мы будем в норму приходить? Наступит ли, действительно, мир и согласие? Это, конечно, зависит от усилия людей церковных. От того, сколько мы будем являть этому миру кротости, терпения и послушания. Может, невестка со свекровью примирятся когда-нибудь? Хотя бы на таком уровне, чисто семейном. Это всё очень и очень важно, начинается с этого. Христос пришёл для того, чтобы явить людям другое отношение друг к другу. Оказывается, можно не насиловать, можно не убивать, можно на кол не сажать, можно детям глаза не выкалывать, можно живыми не жечь, можно невинных не убивать. Можно, наоборот, даже врагу оказывать любовь. Вот с чем Христос пришёл, чтобы показать, что для Бога важно совсем другое. Вот к этому мы все по милости Божьей призваны. Начинается этот путь именно с таких человеческих отношений к нашему ближнему. За это и пострадал Дмитрий Солунский, за это пострадали многие мученики. Они не убивали, они страдали. Конечно, Церковь – это одна из самых страдающих частей. Поэтому в этом Евангелии сказано, евангелист приводит слова Христа: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10, 16). Не для того, чтобы мы насмерть забодали этих волков, а для того, чтобы мы являли кротость в то время, когда нас грызут. Кротостью нужно победить злобу этого мира – вот что важно. Нужно его успокоить, вылечить, нужно его любовью согреть, потому что мир осатанел. А если мы будем идти таким путём, придётся жить, как в Америке, за каменными стенами, бояться куда-то пойти. Когда идёшь по какому-то американскому городу вечером, люди всегда шарахаются, люди боятся друг друга. У нас это уже в большой степени началось. Только если вернёмся опять к Господу Богу, если мы преодолеем терроризм, если мы изживём его из школьных программ и оценим, наконец, весь этот кошмар, только тогда это будет настоящим для нас покаянием. Помоги нам в этом, Господи!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://yoomoney.ru/to/410011444526872