Найти в Дзене
Around Art

Дизайн в России: идеи, эксперименты, проекты в контексте государственной идеологии. Ч.1

Заметки о выставке «История российского дизайна. Избранное» в Западном крыле Новой Третьяковки

Текст: Галина Мумрикова

А был ли в Советской России дизайн? Был, конечно. Только вот в годы первых пятилеток было не до красоты и не до массового производства. Мешало все: и невозможность осуществления дерзких проектов, устремленных нередко в будущее, технологическая отсталость, обыкновенная бюрократия – многие концепты оставались лишь на бумаге. Государство особо не заботилось о быте, о повседневном сосуществовании советского человека с окружающими его предметами: надо было варить сталь, поднимать сельское хозяйство, строить города, мосты, дороги. И причем тут дизайн?

Афиша выставки
Афиша выставки

Однако он был, и дизайнеры, конструкторы, проектировщики пытались творить даже при полном отсутствии как конкуренции, так и необходимой государственной поддержки. Иногда они опережали время, порой угадывали запросы тех, от кого зависела судьба проектов. Минимализм, конструктивизм, ар деко – все у нас было, И, проходя по выставке, по вертикали неумолимого времени, мы то удивляемся, то смеемся и вспоминаем, то недоумеваем…

Экспонаты на выставку представили Московский музей дизайна, Политехнический музей, музей художественного текстиля и костюма РГУ им. Косыгина, Государственный научный центр РФ «НАМИ», частные коллекционеры, причем многое показывается впервые.

Журналы  Левого фронта искусств и иллюстрированный ежемесячный журнал "30 дней" 1929
Журналы Левого фронта искусств и иллюстрированный ежемесячный журнал "30 дней" 1929
Специализированные журналы, издававшиеся в СССР
Специализированные журналы, издававшиеся в СССР

Весьма любопытны журналы Левого фронта, поскольку объединение «ЛЕФ» как пропагандиста в искусстве все знают по той причине, что выходить он начала в 1923 году под редакцией Маяковского, а Александр Родченко экспериментировал в нем и с обложками, и с дизайном в целом. Но вот не всем известно, что с 1926 по 1930 издавался журнал «Современная архитектура», а в оформлении другого издания «USSR in Bau» (выходил с 1930 по 1941 гг.) участвовали ни много ни мало тот же Родченко, а также Варвара Степанова, Эль Лисицкий и его вовсю читали на Западе.

Альбом "Мастерская № 12"
Альбом "Мастерская № 12"
Громкоговоритель "Пионер". 1929. Дерево, пластмасса, бумага. Политехнический музей. Часы кабинетные с боем. Владимирский часовой завод. 1957. Латунь, дерево, стекло. Собрание Московского музея дизайна
Громкоговоритель "Пионер". 1929. Дерево, пластмасса, бумага. Политехнический музей. Часы кабинетные с боем. Владимирский часовой завод. 1957. Латунь, дерево, стекло. Собрание Московского музея дизайна
Детская игра "Кубики в тележке" 1920-е Дерево Собрание Московского музея дизайна
Детская игра "Кубики в тележке" 1920-е Дерево Собрание Московского музея дизайна

Не менее интересно взглянуть и на альбом «Мастерской №12 Моссовета» – новой структуры, созданной в 1933 году и состоящей аж из 22 архитектурных мастерских, где проектировали интерьеры, занимались дизайном мебели и т.д. А громкоговоритель, который выпускал Ленинградский электоромеханический завод и вправду мог наверное собрать любой мало-мальски мыслящий в технике пионер.

Фарфор 1920-1930-х
Фарфор 1920-1930-х
Тарелка "Кузница" с лозунгом "Кто не с нами, тот против нас" М.Циммер. 1921. ГФЗ, фарфор, роспись. Собрание Владимира Левшенкова
Тарелка "Кузница" с лозунгом "Кто не с нами, тот против нас" М.Циммер. 1921. ГФЗ, фарфор, роспись. Собрание Владимира Левшенкова

Вот чего было в нашей стране предостаточно, так это часов. Конвейеры часовых заводов плодили часы, как пирожки, причем многие, как, например, предприятие во Владимире (известно с 1933 года), во время войны работали на оборонку, а после – снова выпускали часы. Кстати, игрушки делали те же оборонные заводы как ширпотреб из остаточного сырья, чего нельзя сказать о фарфоре: марку, как правило держали. А картинки – ну что ж, покрытие – в духе времени. «Кто не с нами, тот против нас» – агитация и пропаганда даже во время еды.

Буфет. 1930-е. Дерево, стекло, гвозди, лак. Собрание Московского музея дизайна
Буфет. 1930-е. Дерево, стекло, гвозди, лак. Собрание Московского музея дизайна
Платок. 1940-е. Крепдешин. печать. Собрание Московского музея дизайна
Платок. 1940-е. Крепдешин. печать. Собрание Московского музея дизайна

Мебель вплоть до середины 1990-х всегда была в дефиците, и миленькие деревянные буфетики тридцатых годов, к тому времени изрядно обшарпанные, переползали постепенно или в темные ничейные местечки коммунальных квартир или в кладовки и на дачи – выбрасывать как-то рука не поднималась. Аскетизм бытования был связан не только с дефицитом, но и с послевоенной нищетой. Народу было явно не до дизайна, да и выбирать было особо не из чего – есть шкаф, есть кровать, зеркало… А что еще надо?

Интерьер 1930-1950-х
Интерьер 1930-1950-х
На заднем плане - мебельный гарнитур из "Дома на Набережной" Ю.Соловьев. АХБ, опытное производство, 1950-е. Шпон, массив дерева, металл. Собрание Московского музея дизайна
На заднем плане - мебельный гарнитур из "Дома на Набережной" Ю.Соловьев. АХБ, опытное производство, 1950-е. Шпон, массив дерева, металл. Собрание Московского музея дизайна

Впрочем в богатых элитных квартирах уже в 50-х стояли шикарные мебельные гарнитуры – некий прообраз «стенок», заполонивших рынок, хотя и не решивших вопрос с дефицитом, в последующие сорок лет. И тяжеловесные люстры тоже считались признаком достатка и вовсю украшали квартиры домов с высокими еще потолками в стиле сталинского ампира.

Люстра 1950-х, латунь, стекло. Собрание Московского музея дизайна
Люстра 1950-х, латунь, стекло. Собрание Московского музея дизайна
Динамический громкоговоритель "Балтика", 1940. Дерево, пластмасса, металл, ткань. Ленинградский завод им.Кулакова. Собрание Московского музея дизайна
Динамический громкоговоритель "Балтика", 1940. Дерево, пластмасса, металл, ткань. Ленинградский завод им.Кулакова. Собрание Московского музея дизайна
Радиола консольная. "Radiotehnika" Т689 1947 Завод "Радиотехника" Рига. Дерево, стекло, пластмасса, металл, ткань. Политехнический музей
Радиола консольная. "Radiotehnika" Т689 1947 Завод "Радиотехника" Рига. Дерево, стекло, пластмасса, металл, ткань. Политехнический музей
Лампы - 1930-1950-е гг.
Лампы - 1930-1950-е гг.

Что касается техники, то на смену «Пионеру» конца 20-х пришли динамический громкоговоритель «Балтика» и реальное чудо в виде консольных радиол, которые почти массово выпускали на Рижской «Радиотехнике». А вот так называемые «наркомовские» лампы, которые и сейчас, если вы страдаете ностальгией, можно приобрести за тридцать косарей, повсеместно стояли во всех наркоматах и состоятельных домах, но выпускались лампы и поплоше.

Ткань "Березки" 1960-е. Собрание Московского музея дизайна
Ткань "Березки" 1960-е. Собрание Московского музея дизайна
Книга почета социалистического соревнования. Издательство ВЦСАС - Профиздат. Начало 1950-х; Собрание Московского музея дизайна
Книга почета социалистического соревнования. Издательство ВЦСАС - Профиздат. Начало 1950-х; Собрание Московского музея дизайна

В 1960-х многие оборонные предприятия машиностроения стали переводить на выпуск гражданской продукции. Именно в 1962-м был создан ВНИИ технической эстетики (ВНИИТЭ), у которого потом появилось множество филиалов. Но – опять-таки трудности с внедрением при плановой экономике при отсутствии конкуренции приводили к тому, что когда проектировщикам удавалось какие-то проекты ввести в массовое производство, они безнадежно устаревали.

Интерьер орбитального (бытового) отсека космического корабля "Союз". Вариант 3. Г.Балашова. 1964. Эскиз. Бумага, акварель, тушь. Собрание Мемориального музея космонавтики
Интерьер орбитального (бытового) отсека космического корабля "Союз". Вариант 3. Г.Балашова. 1964. Эскиз. Бумага, акварель, тушь. Собрание Мемориального музея космонавтики
Игрушечная мебель для гостиной. Фабрика детской игрушки "Мир", 1970-е. Фанера. Собрание Московского музея дизайна
Игрушечная мебель для гостиной. Фабрика детской игрушки "Мир", 1970-е. Фанера. Собрание Московского музея дизайна
Калькулятор "Искра-111Т". Орловский завод. 1971. Собрание студии Артемия Лебедева
Калькулятор "Искра-111Т". Орловский завод. 1971. Собрание студии Артемия Лебедева
Телефон дисковый "Спектр" ТА-1162 Пермский телефонный завод "Телта". 1980-е. Собрание Московского музея дизайна
Телефон дисковый "Спектр" ТА-1162 Пермский телефонный завод "Телта". 1980-е. Собрание Московского музея дизайна

А инженеры и дизайнеры между тем работали в поте лица и проектировали – для космоса, для производства, меньше для дома и семьи. Кто ж, например, не помнит дисковые телефоны – стоячие и лежачие – с вечно перекручивающимся проводами, которые мы нынче видим в кино, когда показывают быт 60-80-х лет, а также огромный калькулятор, выпускавшийся в Орле уже в 1970-х.

Домашний телерадиокомплекс "Сфинкс". 1986 год Реконструкция. 2014. Макет, 3Д печать. Собрание Московского музея дизайна
Домашний телерадиокомплекс "Сфинкс". 1986 год Реконструкция. 2014. Макет, 3Д печать. Собрание Московского музея дизайна

И реальное (без иронии) чудо техники – фантастический домашний телерадиокомплекс «СФИНКС» (суперфункциональная интегрированная коммуникативная система), спроектированный в ВИНИТЭ в 1984-м. Это тогдашний «умный дом». Ну, чем не Apple? Отнюдь не хуже. Можно было смотреть телик в реальном времени, слушать музыку, принимать видеозвонки. И это в 1980-х! Так что наши много что могли, но в тогдашних условиях нередко работали, что называется, «в корзину». В никуда.

И здорово, что из «никуда» вещи и приборы возвращаются вот сюда – на выставку уже как объекты истории, многие из которых не стыдно занести в «Книгу почета» уже нового столетия.

Выставка продлится до 31 января 2023 года

#выставки#государственная третьяковская галерея#

история российского дизайна избранное#искусство#

дизайн#