Заметки о выставке «История российского дизайна. Избранное» в Западном крыле Новой Третьяковки
Текст: Галина Мумрикова
А был ли в Советской России дизайн? Был, конечно. Только вот в годы первых пятилеток было не до красоты и не до массового производства. Мешало все: и невозможность осуществления дерзких проектов, устремленных нередко в будущее, технологическая отсталость, обыкновенная бюрократия – многие концепты оставались лишь на бумаге. Государство особо не заботилось о быте, о повседневном сосуществовании советского человека с окружающими его предметами: надо было варить сталь, поднимать сельское хозяйство, строить города, мосты, дороги. И причем тут дизайн?
Однако он был, и дизайнеры, конструкторы, проектировщики пытались творить даже при полном отсутствии как конкуренции, так и необходимой государственной поддержки. Иногда они опережали время, порой угадывали запросы тех, от кого зависела судьба проектов. Минимализм, конструктивизм, ар деко – все у нас было, И, проходя по выставке, по вертикали неумолимого времени, мы то удивляемся, то смеемся и вспоминаем, то недоумеваем…
Экспонаты на выставку представили Московский музей дизайна, Политехнический музей, музей художественного текстиля и костюма РГУ им. Косыгина, Государственный научный центр РФ «НАМИ», частные коллекционеры, причем многое показывается впервые.
Весьма любопытны журналы Левого фронта, поскольку объединение «ЛЕФ» как пропагандиста в искусстве все знают по той причине, что выходить он начала в 1923 году под редакцией Маяковского, а Александр Родченко экспериментировал в нем и с обложками, и с дизайном в целом. Но вот не всем известно, что с 1926 по 1930 издавался журнал «Современная архитектура», а в оформлении другого издания «USSR in Bau» (выходил с 1930 по 1941 гг.) участвовали ни много ни мало тот же Родченко, а также Варвара Степанова, Эль Лисицкий и его вовсю читали на Западе.
Не менее интересно взглянуть и на альбом «Мастерской №12 Моссовета» – новой структуры, созданной в 1933 году и состоящей аж из 22 архитектурных мастерских, где проектировали интерьеры, занимались дизайном мебели и т.д. А громкоговоритель, который выпускал Ленинградский электоромеханический завод и вправду мог наверное собрать любой мало-мальски мыслящий в технике пионер.
Вот чего было в нашей стране предостаточно, так это часов. Конвейеры часовых заводов плодили часы, как пирожки, причем многие, как, например, предприятие во Владимире (известно с 1933 года), во время войны работали на оборонку, а после – снова выпускали часы. Кстати, игрушки делали те же оборонные заводы как ширпотреб из остаточного сырья, чего нельзя сказать о фарфоре: марку, как правило держали. А картинки – ну что ж, покрытие – в духе времени. «Кто не с нами, тот против нас» – агитация и пропаганда даже во время еды.
Мебель вплоть до середины 1990-х всегда была в дефиците, и миленькие деревянные буфетики тридцатых годов, к тому времени изрядно обшарпанные, переползали постепенно или в темные ничейные местечки коммунальных квартир или в кладовки и на дачи – выбрасывать как-то рука не поднималась. Аскетизм бытования был связан не только с дефицитом, но и с послевоенной нищетой. Народу было явно не до дизайна, да и выбирать было особо не из чего – есть шкаф, есть кровать, зеркало… А что еще надо?
Впрочем в богатых элитных квартирах уже в 50-х стояли шикарные мебельные гарнитуры – некий прообраз «стенок», заполонивших рынок, хотя и не решивших вопрос с дефицитом, в последующие сорок лет. И тяжеловесные люстры тоже считались признаком достатка и вовсю украшали квартиры домов с высокими еще потолками в стиле сталинского ампира.
Что касается техники, то на смену «Пионеру» конца 20-х пришли динамический громкоговоритель «Балтика» и реальное чудо в виде консольных радиол, которые почти массово выпускали на Рижской «Радиотехнике». А вот так называемые «наркомовские» лампы, которые и сейчас, если вы страдаете ностальгией, можно приобрести за тридцать косарей, повсеместно стояли во всех наркоматах и состоятельных домах, но выпускались лампы и поплоше.
В 1960-х многие оборонные предприятия машиностроения стали переводить на выпуск гражданской продукции. Именно в 1962-м был создан ВНИИ технической эстетики (ВНИИТЭ), у которого потом появилось множество филиалов. Но – опять-таки трудности с внедрением при плановой экономике при отсутствии конкуренции приводили к тому, что когда проектировщикам удавалось какие-то проекты ввести в массовое производство, они безнадежно устаревали.
А инженеры и дизайнеры между тем работали в поте лица и проектировали – для космоса, для производства, меньше для дома и семьи. Кто ж, например, не помнит дисковые телефоны – стоячие и лежачие – с вечно перекручивающимся проводами, которые мы нынче видим в кино, когда показывают быт 60-80-х лет, а также огромный калькулятор, выпускавшийся в Орле уже в 1970-х.
И реальное (без иронии) чудо техники – фантастический домашний телерадиокомплекс «СФИНКС» (суперфункциональная интегрированная коммуникативная система), спроектированный в ВИНИТЭ в 1984-м. Это тогдашний «умный дом». Ну, чем не Apple? Отнюдь не хуже. Можно было смотреть телик в реальном времени, слушать музыку, принимать видеозвонки. И это в 1980-х! Так что наши много что могли, но в тогдашних условиях нередко работали, что называется, «в корзину». В никуда.
И здорово, что из «никуда» вещи и приборы возвращаются вот сюда – на выставку уже как объекты истории, многие из которых не стыдно занести в «Книгу почета» уже нового столетия.
Выставка продлится до 31 января 2023 года
#выставки#государственная третьяковская галерея#
история российского дизайна избранное#искусство#
дизайн#