Найти тему

Пьесы Шекспира в искусстве

Оглавление

1. Макбет

"Макбет" - пьеса была основана на рассказах о Макбете, короле Шотландии, Макдаффе и Дункане из "Хроник Холиншеда" (1587). Поскольку некоторые считают, что это проклято, упоминать пьесу по ее названию вслух в театре — плохая примета - многие актеры и режиссеры вместо этого называют ее “шотландской пьесой”.

Леди Макбет крадет кинжалы

Генри Фузели (1741-1825) был швейцарским художником-романтиком, чьи работы были сосредоточены на сверхъестественных сюжетах; возможно, вы знакомы с его картиной "Кошмар".

Историки искусства предполагают, что "Леди Макбет, крадущая кинжалы" - это эскиз для более масштабного проекта. Будучи романтиком, Фузели был заинтересован в том, чтобы запечатлеть напряженность момента. На этой картине изображен акт II, сцена 2, когда леди Макбет вырывает окровавленные кинжалы у своего мужа. Макбет в ужасе от своего ужасного поступка, убийства короля Шотландии во сне, и не в силах справиться с этим, признается, что “Я боюсь думать о том, что я сделал; Смотреть на это снова я не смею”. Поэтому Леди Макбет берет ситуацию под свой контроль и просит кинжалы.

Генри Фузели, "Леди Макбет, схватившая кинжалы", выставка 1812 года, Тейт Британия, Лондон, Великобритания.
Генри Фузели, "Леди Макбет, схватившая кинжалы", выставка 1812 года, Тейт Британия, Лондон, Великобритания.

Три ведьмы

Странных сестер из "Макбета" иногда считают изображением трех Судеб, одетых в белые одежды из древнегреческой мифологии, ответственных за решение судьбы людей при рождении. Для сравнения, предсказывая будущее Макбета, три ведьмы подталкивают его к падению, когда он превращается во властолюбивого тирана. Похожий внешне, с тонкими губами и неопределенно андрогинными чертами лица, Фузели следует описанию ведьм Шекспиром, изображая их:

 Генри Фузели, "Три ведьмы", 1783, Кунстхаус, Цюрих, Швейцария.
Генри Фузели, "Три ведьмы", 1783, Кунстхаус, Цюрих, Швейцария.

Эллен Терри в роли Леди Макбет

Увидев ее выступление, Джон Сингер Сарджент (1856-1925) попросил знаменитую актрису даму Эллен Терри позировать в роли леди Макбет. Наряд Терри, несомненно, впечатляет: ее голубые и зеленые одежды контрастируют с длинными красными косами, украшенными золотыми лентами.

Джон Сингер Сарджент, "Эллен Терри в роли Леди Макбет", 1889, Тейт Британия, Лондон, Великобритания.
Джон Сингер Сарджент, "Эллен Терри в роли Леди Макбет", 1889, Тейт Британия, Лондон, Великобритания.

2. Сон в летнюю ночь

Действие этой комедии со множеством сюжетных линий разворачивается в Афинах и сосредоточено вокруг свадьбы Тесея и Ипполиты. В параллельном сюжете Оберон, король фей, наказывает Титанию, королеву фей, за ее отказ отдать ему своего пажа.

Титания и Боттом

Другая картина Фузели "Титания и Боттом" изображает акт IV, сцену 1 из "Сна в летнюю ночь", в которой Оберон заставляет Титанию влюбиться в ремесленника с головой осла. Эта пьеса понравилась Фузели, поскольку он был очарован сверхъестественным миром.

Генри Фузели, "Титания и Боттом", ок. 1790, Тейт Британия, Лондон, Великобритания.
Генри Фузели, "Титания и Боттом", ок. 1790, Тейт Британия, Лондон, Великобритания.

Сцена из "Сна в летнюю ночь"

Еще одно изображение Титании и Боттома мы видим на картине Эдвина Ландсира (1802-1873). Окруженная цветами, феями и кроликами, Титания, одурманенная любовным зельем, кладет голову Боттому на плечо.

 Эдвин Ландсир, сцена из "Сна в летнюю ночь". Титания и Боттом, между 1848 и 1851 годами, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.
Эдвин Ландсир, сцена из "Сна в летнюю ночь". Титания и Боттом, между 1848 и 1851 годами, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.

3. Гамлет

Трагедия Гамлета, принца Датского, - самая длинная пьеса Шекспира. Действие этой трагедии разворачивается в Дании и рассказывает о принце Гамлете, который стремится отомстить своему дяде Клавдию, убийце своего отца, и новому мужу своей матери.

Офелия

Джон Эверетт Милле (1829-1896) был английским художником и одним из основателей Братства прерафаэлитов. Учитывая это, он рисовал с большой точностью и тщательностью. Несмотря на то, что картина была относительно небольшой (762 × 1118 мм), на завершение "Офелии" ушло два года. Чтобы дать вам представление об усилиях, затраченных на создание этого произведения искусства, модели потребовалось позировать более четырех месяцев в ванне, полной воды.

Эта картина представляет собой исполнение Акта IV, сцены 7, в которой Офелия в состоянии безумия бросается в воду после того, как ее возлюбленный Гамлет расторгает их помолвку.

 Джон Эверетт Милле, "Офелия", 1851-1852, Тейт Британия, Лондон, Великобритания.
Джон Эверетт Милле, "Офелия", 1851-1852, Тейт Британия, Лондон, Великобритания.

Большинство растительных элементов имеют символическое значение. Например, розы, окружающие Офелию, могут отсылать к прозвищу ее брата “майская роза”. Рядом ива, крапива и маргаритка представляют символы покинутой любви, боли и невинности, в то время как фиалки, которые она носит на шее, означают верность, целомудрие или смерть молодых.

Похожая картина Джона Уильяма Уотерхауса (1849-1917) изображает Офелию, сидящую на ветке ивы в последние мгновения перед смертью.

Джон Уильям Уотерхауз, "Офелия", 1894, частная коллекция.
Джон Уильям Уотерхауз, "Офелия", 1894, частная коллекция.

4. Король Лир

"Король Лир" - трагедия, основанная на легендарном "Лире Британии". В конце своего правления король Лир хотел разделить свою власть между тремя дочерьми: Гонерильей, Реганой и Корделией. Корделия - единственная, кто отказывается признаваться ему в любви в обмен на треть его королевства.

Король Лир, Акт I, Сцена I

Также известная как "Прощание Корделии", эта картина изображает начальную сцену трагедии, когда Корделия, стоящая в центре композиции, отвергается своим отцом. Вместе со своими двумя сестрами, одетыми в черное и красное, Корделия - единственный женский персонаж в белых одеждах, символизирующих ее чистоту. Эдвин Остин Эбби (1852-1911) часто использовал исторические темы в своем творчестве.

Эдвин Остин Эбби"Прощание с Корделией", 1898, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Эдвин Остин Эбби"Прощание с Корделией", 1898, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

5. Ричард III

"Ричард III" одни считают исторической пьесой, а другие - трагедией, является последней пьесой в первой тетралогии Шекспира "Первый фолио".

Ричард, герцог Глостерский, и леди Анна

В этой сцене отвратительный горбатый Ричард, герцог Глостерский, пытается ухаживать за недавно овдовевшей леди Анной. Они присутствуют в похоронной процессии ее свекра, короля Генриха VI, также убитого Ричардом. Он признается леди Энн, что убил двух мужчин, чтобы сблизиться с ней, и хотя поначалу она возмущена этим, они женятся, и Ричард становится следующим королем Англии.

Эдвин Остин Эбби, "Ричард, герцог Глостерский, и леди Анна", 1896, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США.
Эдвин Остин Эбби, "Ричард, герцог Глостерский, и леди Анна", 1896, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США.

Дэвид Гаррик в роли Ричарда III

Дэвид Гаррик, один из величайших английских актеров, когда-либо живших на свете, заслужил свою славу, сыграв роль Ричарда III в пьесе Шекспира. Здесь он находится в палатке перед битвой при Босворте, напуганный призраками своих прошлых жертв.

 Уильям Хогарт, "Дэвид Гаррик в роли Ричарда III", ок. 1745, Ливерпуль, Великобритания.
Уильям Хогарт, "Дэвид Гаррик в роли Ричарда III", ок. 1745, Ливерпуль, Великобритания.

6. Отелло

Действие трагедии Отелло, венецианского мавра, разворачивается в 16 веке. Отелло - военачальник и главнокомандующий венецианской армией. Некоторые темы включают любовь, ревность, страсть.

Дездемона ("Песнь ивы")

На картине изображен Акт IV, сцена 3, с Дездемоной и ее служанкой Эмилией в ее комнате. Лира на коленях Дездемоны не была описана в оригинальной пьесе, но была добавлена художником. Теодор Шассерио (1819-1856) проиллюстрировал "Отелло" Шекспира в серии гравюр, опубликованных в Париже в 1844 году; одна из них послужила источником вдохновения для этого произведения.

Теодор Шассерио, "Дездемона" ("Песнь ивы"), 1849, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Теодор Шассерио, "Дездемона" ("Песнь ивы"), 1849, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

7. Ромео и Джульетта

Еще одна трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" демонстрирует историю двух молодых влюбленных, чьи семьи были против их брачного союза. Действие пьесы происходит в Италии. Эта пьеса, вероятно, является самой известной трагедией Шекспира.

Ромео и Джульетта

Ромео и Джульетта находятся в ее комнате под охраной горничной, которая, по-видимому, боится, что кто-нибудь может застать их врасплох. За большим открытым окном темные, зловещие тучи предвещают ненастье, возможно, намекая на ужасную смерть влюбленных.

Бенджамин Уэст (1738-1820) был известен тем, что рисовал сцены из театральных постановок, чтобы проиллюстрировать современные общественные события. Историки искусства утверждают, что тема несчастных влюбленных отсылает к конфликтам между Великобританией и Соединенными Штатами в начале войны за независимость.

Бенджамин Уэст, "Ромео и Джульетта", 1778, Художественный музей Нового Орлеана, Новый Орлеан, Лос-Анджелес, США.
Бенджамин Уэст, "Ромео и Джульетта", 1778, Художественный музей Нового Орлеана, Новый Орлеан, Лос-Анджелес, США.

8. Буря

В "Буре" Просперо, могущественный маг и бывший герцог Миланский, живет на уединенном острове со своей дочерью Мирандой двумя слугами: Калибаном, свирепым чудовищем, и Ариэль, воздушным духом. Спектакль известен своей музыкой и песнями, которые вызывают волшебный дух острова.

Миранда

Миранда - одна из главных героинь пьесы Шекспира "Буря". Она повернулась к нам спиной и с печалью наблюдает за кораблекрушением, вызванным сильным штормом.

Джон Уильям Уотерхауз, "Миранда – Буря", 1916, частная коллекция.
Джон Уильям Уотерхауз, "Миранда – Буря", 1916, частная коллекция.