Анри де Тулуз-Лотрек родился в 1865 году в Альби, на юго-западе Франции. Он происходил из аристократической семьи, но из-за наследственных проблем остановивших его физический рост (его родители были кузеном и кузиной) не мог вести полноценную жизнь человека из высшего света. Он увлекся живописью, и семья ему в этом ни в коей мере не препятствовала. Первым учителем стал дядя Шарль, художник-любитель. Затем родители отдали его в мастерскую глухонемого Рене Пренсто – друга семьи.
Работы начала 1880-х годов отражают пока что противоречивое творческое развитие: «Портрет матери», нежен, передает меланхоличный настрой и, что важнее, через приемы - увлечение художника передовыми течениями искусства, в то время как портрет учителя своей броскостью и гротеском близок карикатуре. Позднее мы увидим, как эти две тенденции соединились в его творчестве.
Переехав с матерью в Париж в 1882 году, он попал в мастерскую популярного портретиста Пьера Бонна, который прозорливо отметил, что работы Тулуз-Лотрека: «откровенны и жестоки». Впрочем, у этого мастера он проучился не долго, перейдя в ученики к Фернану Кормону, у которого, среди прочих позднее учился и Ван Гог. (Составив знакомство со знаменитым голландцем, он позднее создаст его пастельный портрет из цветных линий, полных беспрерывного движения).
Здесь особенно полезным навыком стали быстрые рисунки, которые помогали ученикам сфокусироваться на общих пропорциях, особом характере модели, её позы. Многие даже не учились живописи у Коромона, так как в этом вопросе он был более академичен.
Но также большое влияние на него оказало творчество импрессиониста Дега (у его родственников была целая коллекция картин мастера). Так «косые» композиции Лотрека, создающие впечатление брошенного со стороны беглого взгляда, основаны на принципах, разработанных Дега. От него же он взял странную фантасмагорию и драматику вульгарности.
Другим источником вдохновения послужило японское искусство гравюры, в частности работы Утамаро (очертания почти плакатной определенности произведений дальневосточных художников позднее вдохновили его на создание афиш совершенно нового типа). Казалось бы, это должно было сближать его с символистами, но Лотрек далек от мистической религиозности и загадочных образов. Он даже шокирует общество созданием пародии на «Священную рощу», Пюви де Шаванна, добавив в композицию с прекрасными девами удивленных попаданием в такой «параллельный мир» буржуазных месье, посетителей Салона, включая свою невысокую фигуру (ставшую предтечей ещё более карикатурных автопортретов).
В 1884 году он открыл свою мастерскую в богемном квартале Монмартр, чему противилась его семья. Здесь Тулуз-Лотрек завел дружбу с множеством падших людей, которых он ощущал такими же изгоями как он сам. Одним из первых покупателей его работ стал брат Ван Гога, Тео. Лотрек учувствует в «Салоне Независимых», приглашен в «Группу Двадцати» и пишет портреты, которые хвалят критики. Но известность ему принесла афиша к выступлению в «Мулен-Руж», в 1891 году. Тогда подешевела техника цветной печати (в которой царствовал Жюль Шере). Но энергичная и неповторимая манера, требующая минимальной цветовой гаммы, уплощенность графических форм, крепкая, динамичная, изысканная линия контура, превзошла всё, что существовало в этом виде искусства прежде.
Говоря о живописи, хотелось бы отметить созданный годом ранее «Танец в «Мулен-Руж», демонстрирующем тонкую наблюдательность художника. Здесь доски пола служат переходом от переднего плана к заднему. А оставляя промежуток на переднем плане, автор делает зрителя участником действа, вводя в пространство картины. Срезанная с левого края холста фигура усиливает ощущение выхваченного момента из жизни, продолжающегося за пределами полотна. Среди всех колоритных деталей особенно хотелось бы отметить: пенящиеся юбки танцовщицы, созданные быстрыми мазками, «гуттаперчевые» ноги танцора и контрастные цвета.
Для работ Лотрека характерна заостренность, почти карикатурность образов (так изображая певицу Иветт Гильбер, он подчеркивает специфическую линию носа и подбородка, и уделяет особое внимание выразительности жестов, мимике). А краска на живописных полотнах словно течет, как тушь. При том, что в основном, для его творчества характерен широкий штрих и широкая кисть. Во многих картинах ощущается влияние Гогена - большие яркие плоскости, подчеркнуто мягкие округлые контуры. Он увлекался техникой литографии, совмещал несовместимые техники (масло и пастель). Прямо говоря, его живопись графична.
При этом почти всё творчество художника автобиографично. Прохожие, пьяницы, проститутки и звезды сцены – ночная жизнь отражена в его творчестве с симпатией, но без прикрас, и ирония здесь сочетается с искренним сочувствием (примером тому может служить, например, работа «Постель», изображены явно потрепанные жизнью и уставшие от работы проститутки). Это синтез гротеска, выразительных обобщенных контуров с тенями и жесткой грации. Де-факто относясь к постимпрессионизму, художник предвосхитил модерн.
К сожалению, богемная жизнь плохо сказалась на слабом здоровье мастера. Он был алкоголиком, сифилитиком, и, в итоге, умер от инсульта в возрасте 36 лет. 737 картин, 275 акварелей, 369 гравюр и 5000 рисунков – вот всё известное нам наследие Тулуз-Лотрека.
Спасибо за внимание!
P.S. Текст написан мною в 2021 году.
#искусство #художник #портрет