В 1905 году революционное движение в стране было на пике своего триумфа, и казалось, что победа социализма не за горами. Но кульминационное декабрьское восстание в Москве и других крупных городах было жестко подавлено. В ходе противостояния погибло больше тысячи человек, включая женщин и детей. После этого события в русском обществе и даже в среде социалистов царила подавленность. Разочарование в революционном движении захватило почти все слои населения, поэтому люди начали избегать любых демонстраций и погружаться в свои личные дела.
Три застойных года не привели к существенным изменениям, так как царская власть начала серьёзную охоту на идеологов революции. Интересно, что окружение императора видело большую угрозу в эсерах, анархистах и народовольцах. Ленин всегда казался им мало значимым человеком, который после казни старшего брата вряд ли пойдет по его стопам. Более того, они не видели в Ленине никакого ораторского и лидерского таланта. Охранка была занята Черновым, Савинковым, Спиридоновой, Бакуниным, Кропоткиным - теми, кто руководил убийствами крупнейших лиц империи и имел некий вес в среде интеллигенции. При этом параллельно, уже в 1908 году, Ленин вёл свою пропагандисткую работу в Брюсселе. На очередном съезде он зачитал свой вдохновляющий доклад, специально написанный им в целях борьбы с реакционным настроением в обществе.
По словам Георгия Соломона, он «старался вдохнуть в сомневающихся и унывающих веру в то, что революционное движение не умерло, что оно идёт своим ходом только вперёд». Интересно, что толпа плохо воспринимала его восторженные речи и слова ободрения. Собрание было настолько скучным и вымученным, что не было даже никаких обсуждений, споров, прений, криков за или против. Поэтому Г. А. Соломону, как председателю этого собрания, пришлось закончить встречу раньше времени при «удручающем настроении собравшихся».
Позже Соломон писал, что Ленин, был «очень плохим оратором: без искры, без таланта». Позже этот факт многих удивлял, ведь долгие годы в учебниках рисовался совсем другой образ Владимира Ильича. «Он говорил всегда плавно и связано, но был тускл, страдал полным отсутствием подъёма и не захватывал слушателя». По словам Соломона, народ слушал Ленина внимательно только потому, что он говорил всегда умно и, самое главное, на те темы, которые в данный момент интересовали людей. Громкие фразы и обещания магнетически действуют независимо от харизмы оратора. Этот метод работает всегда и во все времена. «Конечно он был большим демагогом, и его речи на указанные темы, столь угодные толпе, вызвали целые бури ликования».