Найти в Дзене
Психолог из детсада

Что делать, если ребенок почти ни кем не общается в детском саду, а на праздниках сидит на стуле, хотя готов так же, как все

Оглавление

Уважаемые читатели, сегодня психологическая консультация по запросу подписчицы:

На данный момент моему ребёнку 4 года, в муниципальный сад пошёл в 3,4г. Из-за частых сильных болезней пришлось перевести в частный сад, посещение которого длится 5 месяцев. Слёз никогда не было. Но всегда стесняется и как будто боится. В саду в общих мероприятиях участвует не охотно. Хотя стихи и песни запоминает быстро. Поделки, развивающие занятия заходят хорошо. С детьми играет, но от компании не зависит, если не нашёл компанию, может и один позаниматься (поиграть), но на утреннике всё время сидел на стуле. Хотя знал все песни и стихи наизусть, неоднократно в саду воспитателю и лично мне рассказывал. Меня это беспокоит. Как сделать так, чтобы ребёнок перестал стесняться, и развил свои коммуникативные навыки?

Проблема стеснительных, застенчивых, малоконтактных детей в детском саду – откликнется для многих. Но мы начнем с эмоции, которая есть в данном запросе: «Меня это беспокоит», а затем перейдем к рекомендациям по запросу: «Как сделать так, чтобы ребёнок перестал стесняться, и развил свои коммуникативные навыки».

Стоит ли беспокоиться, что ребенок не участвует в утренниках и не тянется к компании детей

Поведение мальчика, описанное мамой, указывает на наличие у ребенка интровертивных черт личности. Впервые, черты интровертов и экстравертов выделил К.Г.Юнг, указав, что интересы интровертов сфокусированы на внутреннем мире, а экстравертов – на внешних объектах.

Дети-экстраверты – дружелюбны, разговорчивы, энергичны, но у них слабый контроль над эмоциями и чувствами. В то время как интроверты – сосредоточенны, замкнуты, ищут уединения. Они обожают уютные уголки, в которых можно разложить свои игрушки. Часто они при этом не манипулируют ими, а создают атмосферу для погружения в воображаемый мир. Они могут что-то часами напевать, рассказывать игрушкам.

Нужен ли в это время кто-то ребенку-интроверту? Ответ очевиден. Кто-то другой – разрушит его замысел, не позволит окунуться в воображаемый мир с полной отдачей. Вот почему такие дети не тянутся к компании детей.

То же самое можно сказать и об утренниках: ребенку важно наблюдать за действиями, впитывая в себя все детали праздника, нежели участвовать в нем. А разве можно всё подметить, кружась со всеми в танце?

Примером ребенка-интроверта на празднике может служить герой стихотворения А.Барто «Ёлка». Мальчик вошел в зал, и всё его внимание привлекла красавица-ёлка. Но бойкая ведущая, постоянно втягивала маленького наблюдателя, то в игры, то в хоровод. Он не получил от этого никакого удовольствия. Его радостью стало то, что, уже одеваясь в передней, он пробрался в коридор:

И оттуда в щелочку
Рассмотрел всю елочку.

Есть ли смысл беспокоиться, что ребенок рожден интровертом, а не экстравертом? Конечно, нет. Но родительское беспокойство имеет место быть, из-за ориентиров в современном обществе.

Дети-интроверты погружены в мир своих чувств и ощущений
Дети-интроверты погружены в мир своих чувств и ощущений

Нам кажется, что общительные дети, имеющие широкий круг знакомых и друзей, будут более успешны в будущем. Но это не так. В мире профессий есть запрос как на общительных экстравертов (менеджеры по продажам, политики, журналисты, гиды), так и на сосредоточенных интровертов, умеющих держать язык за зубами (программисты, работники силовых структур, бухгалтера, художники, флористы).

В личной жизни тоже нет явного перевеса: интроверты имеют меньше друзей, но и меньше ошибаются в своем выборе. Их друзья – люди надёжные, часто на всю жизнь. Для брака они подбирают спутников, ориентируясь не на внешние данные, а на родство душ. А это зрелый выбор.

Поведение необщительного интроверта не выходит за рамки психологической нормы. У вас нет оснований транслировать малышу и окружающим, что «здесь что-то не так».

Даже то, что мальчик не участвует в утренниках, может быть по-разному оценено. Вспоминаю, как на одном из праздников одна мама сидела и переживала: вот все встали хоровод, а мой сидит, вот все побежали к ёлке, а мой опять на месте. На что рядом сидящий папа другого ребенка ей сказал:

– А я уважаю таких «не стадных» детей. Они не несутся сломя голову по первому зову. Вон мой, сначала побежит, а потом подумает, куда и зачем. Разве это лучше?

Чему нужно учить детей-интровертов

Принимая интроверсию ребенка, как черты данные природой, не стремитесь переделать ребенка в шумного и игривого. Важно социализировать его, исходя из естественной направленности.

Желание уединиться для интроветров естественно
Желание уединиться для интроветров естественно

1. Создавать условия для качественной, развернутой игры не в группе, а в паре

Например, купив ему набор «Доктор», сначала обыграйте игру «врач-пациент» дома, а потом предложите взять набор в детский сад. Попросите воспитателя, в случае затруднения, помочь организовать парную игру в детском саду.

К парным играм относятся так же словесные игры с мячом, например «Говори наоборот» (черное-белое, большое-маленькое, чистое-грязное и т.п.), сюжетные игры «Семья», «Автомойка». Все они предполагают постепенное добавление количества играющих до 3-4 человек. Это комфортная группа для интроверта.

2. Вовлекать в игры, наделяющие интроверта высоким статусом

Примером может служить игровой этюд «Утренний прием короля». Если на ребенка-интроверта одевают корону, сажают на высокий стульчик, а остальные, играя роль придворных, говорят ему комплименты – это воодушевляет. Королю предлагается придумать задания для придворных к королевскому празднику: кому-то спеть, показать фокус или гимнастический номер. Конечно, важно показать, что и другие достойны стать королями. Игру можно использовать как ритуал, на день рождения.

3. Учить через театрализацию практиковать черты экстраверсии

У соц.психолога Филиппа Зимбардо в его книге «Застенчивость. Что это такое и как с ней справляться» есть эпизод, как очень застенчивый ребенок пришел в детский сад в маске, скрывающей его лицо. Никто из детей его не узнавал и взрослые, хотя знали кто это, тоже отнеслись к нему как к незнакомцу. Мальчик был активен и разговорчив как никогда. А на вопрос окружающих «Кто же ты?» радостно отвечал: «Это я! Я!». Этот пример указывает на то, что тихим детям обязательно нужно давать роли пиратов, разбойников, спасателей. Хотя чаще не дают, думая, что это не их амплуа.

4. Проигрывать в комфортных условиях то, зачем ребенок ранее просто наблюдал

Например, ребенок не участвовал в утреннике, хотя знает все песни и слова. Дома, в комфортных условиях, предложите ему поиграть в «детсадовский утренник». Сначала возьмите на себя роль воспитателя, а потом предложите её и ребенку (мужчины тоже бывают воспитателями). Наверняка вас удивит, как много деталей на празднике подметил ребенок. Подумайте о возможности иногда приглашать детей из детского сада к вам домой, чтобы с ними разыгрывать сюжеты из праздничной и будничной жизни.

С уважением, Ваш Психолог из детсада.