Найти в Дзене
Психолог из детсада

Почему в детсадовских утренниках участвуют одни и те же дети. И должно ли быть по-другому

Оглавление

Уважаемые читатели, сегодня на повестке вопрос, поднятый одной из подписчиц. Вот что она спросила:

Не могли бы Вы осветить тему отбора детей для участия в утренниках? Я имею ввиду тех, кому дают читать стихи, петь песни, ррли в сценках. У моей старшей дочери в группе были любимчики, которые из утренника в утренник участвовали в выступлениях, а остальным всегда была отведена роль массовки.

Дочь пригласила детей из группы на день рождения девочку, которая на всех утренниках ни разу не выступала. И я с удивлением обнаружила, что девчонка просто огонь, очень веселая, заводная, хорошая речь, импровизирует в играх на ходу. Но видно у воспитательницы она не была в числе любимых детей. Зато из года в год все песни пел мальчик Вова, который ни разу не попал в ноты и его голоса почти не было слышно.

Моей дочери один раз дали довольно большую роль в утреннике (хотя я говорила воспитательнице, что ребенок очень хочет участвовать) и я могу сказать, что справилась она хорошо, я слышала как сзади перешептывались бабушки о том, «Какая артистичная девочка в голубом платье!». Почему получается так, что воспитатели выбирают одних и тех же? И для кого все-таки проводятся утренники в детсадах?

***

Прежде всего хочу ответить на вопрос, должны ли участвовать в утренниках все дети, независимо от уровня развития речи, музыкального слуха и артистического таланта.

Мой ответ – несомненно должны.Следует помнить постулат Л. С.Выготского – обучение ведет за собой развитие. То есть, даже не умея, ребенок должен пробовать себя в разных сферах деятельности.

В качестве подкрепляющего аргумента хочу привести историю из автобиографической книги Юрия Никулина. Называется она «Почти серьезно».

Никулин – один из лучших клоунов советского цирка. А ведь первый опыт клоунского выступления в детстве был для Юры Никулина неудачным.

Загоревшись идеей смешить людей, он решил, что клоуны должны непременно нелепо падать. Первое его выступление в кругу семьи состояло из таких нелепых и, на его взгляд, очень смешных падений. Однако никто не смеялся. Наоборот, мама очень испугалась за сына, решив, что это тревожные сигналы какого-то нездорового, припадочного состояния.

Однако именно этот отрицательный опыт заставил мальчика серьезно отнестись к клоунаде. Он всю свою жизнь оттачивал, клоунское мастерство.

Юрий Никулин в детстве
Юрий Никулин в детстве

А если бы у Юры тогда не случилось возможности показать себя клоуном? Представляете, какое имя нам не было бы сейчас известно.

Один наш преподаватель, рассказывая о сензитивных возрастах (то есть времени, когда психика человека открыта для научения чему-либо максимально широко), отметил, что для актерского таланта сензитивным возрастом является возраст 3-х – 5-ти лет.

Если в это время ребенок ощутит всю радость от выступления и аплодисментов, вы не стащите его потом со сцены всю жизнь. Даже если он не пойдет в актеры, он будет блестящим оратором, тамадой или просто душой компании.

Поэтому даже ребенок с плохо развитой речью должен участвовать в утренниках.

Мне вспоминается, как в логопедической группе, плохо говорящий мальчик весьма эмоционально рассказывал стихотворение:

Тятя – тятя,

На – на – на,

Ду – ду – ду,

И – ах!

Это на все что он был способен со своим готическим нёбом и заячьей губой. Но его личико светилось радостью и вдохновением. А зрители, понимающие родители этой группы, дарили ему восторженные аплодисменты.

Позже мальчику делали операции, он освоил нормы родного языка. Сейчас хорошо осваивает школьную программу и не боится сцены.

Разве были испорчены те утренники в детском саду? Разве зрители ушли, недовольные профессионализмом маленьких актеров? Конечно нет.

***

Следующий вопрос: почему же тогда существует проблема, что одни и те же дети участвуют в утренниках детского сада.

На мой взгляд, причины здесь может быть две.

Первая: коммуникативно выгоревший воспитатель

Заваленные самой разнообразной работой воспитатели, проработавшие много лет, теряют эмоциональную чувствительность. Страшно пробовать что-то новое. Они видят спасение от многих проблем в консерватизме. Как правило, эти воспитатели на хорошем счету в своем профессиональном сообществе. У них действительно много заслуг в прошлом, и чтобы не уронить авторитет, они выдвигают «сильных детей» на все ведущие роли.

Каждый родитель хочет видеть, как его ребенок учавствует в утреннике с удовольствием
Каждый родитель хочет видеть, как его ребенок учавствует в утреннике с удовольствием

Вторая причина: администрация детского сада, нацеленная на достижение высоких результатов

Педагогическому коллективу дается установка: работаем на блестящий результат. Если утренник – это что-то фееричное, без запинки, без сучка и задоринки. Отклонение от этой установки автоматически считается «неуспехом», проблема прорабатывается через критику тех педагогов, кто не дает результата. В этом случае педагоги опять же делают ставку исключительно на «сильных детей».

Как исправить ситуацию с участием в детском утреннике одних и тех же детей

У этого вопроса нет для решения волшебной таблетки. Нужно прорабатывать ситуацию.

Внимание амбициозной администрации и высокоавторитетных педагогов, должно быть привлечено в этом случае к тому, что они работают несовременно. Ведь Федеральные госстандарты предполагают разнообразные подходы к детским праздникам – игры-квесты, вечера досуга, фестивали, концерты.

Взрослые должны осознать, что в их руках надежных щит от порицания свыше – «мы всё сделали не ради показухи, а в интересах детей, опираясь на требования ФГОС».

Конечно, в одиночку вряд ли родитель укажет на это. Но если есть группа единомышленников (в составе которой есть статусные, авторитетные лица) и они грамотно подойдут к вопросу, то вряд ли всё останется по-старому.

В формате взаимовежливого партнерства обсудите требования к культурно-досуговой деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС. Можно даже закрепить принятые решения в договорной форме.

Если требуется обсудить проблему с одним педагогом, то не стоит приходить на встречу голословным. Если вы убеждены, что в детском утреннике учувствуют одни и те же дети, принесите фото-доказательства, или составьте схему, по которой видно, что одни и те же детки «кочуют» из утренника в утренник.

Во-первых, возможно сам педагогдействительно не замечает проблему, в силу выше названных причин. Во-вторых, он увидит, что вы готовы решать вопрос самым серьезным образом.

Весомым аргументом со стороны педагога может быть факт, что ребенок часто болеет. Он может подвести группу в спектакле, например. В этом случае родителю разумно отказаться от претензий на главные роли. Но есть «вакансии» которые можно успешно продублировать. Ничего страшного если одно и то же стихотворение выучат два ребенка.

Даже если они оба придут на праздник, смогут дружно рассказать один и тот же стих. Либо расскажут по-очереди, можно через определенный промежуток.

Мы действуем в интересах детей – если аргументировано доказывать это, все претензии сведутся на нет. Важно помнить об этом всем участникам воспитательного процесса.

Радостных, красочных праздников вашим детям. Ваш Психолог из детсада.

Рекомендую канал:

Популярное: