Успешный запуск ракеты Alpha Firefly 1 октября 2022 года на первый взгляд рядовое событие, если не считать того, что на рынке появилась новая сверхлегкая ракета-носитель. Firefly Aerospace – американская компания, основанная предпринимателем Максимом Поляковым и имеющая исследовательский центр в городе Днепр. Об украинском происхождении ракеты, а также о том, как она стала американской, западная пресса предпочитает умалчивать
Чем Alpha Firefly отличается от образцов конкурентов и зачем создавать “велосипед”, если соперники могут предложить не худшие образцы? Ракета в нынешнем состоянии способна выводить на высоту 300 км до 1000 кг полезной нагрузки, а модернизированный вариант – до 1400 кг. Стоимость запуска в $15 млн – это хороший показатель, который привлекает заказчиков.
Первый запуск Светлячка
3 сентября 2021 года запуск двухступенчатой ракеты-носителя легкого класса Alpha Firefly с базы Space Force “Ванденберг” (штат Калифорния, США) завершился неудачей. В рамках сборной некоммерческой миссии FLTA001 DREAM планировалось вывести на орбиту 26 кубсатов и нетехнических полезных нагрузок. В целях безопасности тестового полета была выбрана ретроградная орбита высотой 300 км с наклоном орбиты 138°.
Ракета-носитель, оснащенная кислородно-керосиновыми двигателями Reaver-1 и Lightning-1, начала капризничать утром 30 сентября (на эту дату был запланирован первый пуск). Однако двигатели ракеты отключились почти сразу после их запуска в результате штатной работы системы автоматического прерывания. В компании пояснили, что это нормально сработала система безопасности.
3 сентября ракета все-таки взлетела, но полет ее пошел не по плану на третьей минуте еще до отделения ступеней. Произошла потеря управления и ориентации из-за остановки одного из четырех двигателей первой ступени, которая сопровождалась закрытием клапанов в топливопроводах. Ракета была подорвана системой FTS, полезная нагрузка утрачена.
В погоне за деньгами Пентагона
1 октября 2022 года за несколько часов до старта Alpha Flight 2: To The Black американские космические войска объявили о выделении стартапу $17,6 млн в 2023 г на проект TacRS-3. Это целевое финансирование миссии “быстрого” тактического запуска в течение 24 часов.
У “Светлячка” имеются все шансы победить в 2024 году в борьбе за контракт NSSL Phase 3. Государственная программа в сфере национальной безопасности США предполагает финансирование запуска на орбиту различной полезной нагрузки.
Вторая фаза этого контракта была поделена в 2020 году между ULA и SpaceX. Теперь, чтобы не выглядеть бледно рядом с такими соперниками Firefly Aerospace нужно разработать собственный носитель MLV с грузоподъемностью свыше 13 тонн. Эту задачу стартап будет решать совместно с Northrop Grumman (один из ключевых подрядчиков Пентагона), о чем было объявлено в августе 2022 года.
Бизнес по-американски
В ноябре 2021 года Firefly Aerospace почти легально отобрали у украинского инвестора Максима Полякова, который продал свою половину компании за символическую сумму в $1. Такой поступок американского правительство объясняет “соображениями национальной безопасности”. Бизнесмену осталось только поплакаться в соцсетях, как его “кинули”. Сразу же после рейдерского захвата компании президентом Firefly Space Transport Services (дочерняя структура по маркетингу и продаже пусковых услуг госзаказчикам) был назначен Jason Mello, бывший полковник ВВС США.
Второй запуск “Светлячка” прошел штатно, но уже без Макса Полякова. Это событие вселяет уверенность в руководстве компании, что Firefly Aerospace сможет конкурировать с гигантами космической отрасли. Конечно, итерационный метод разработки (что-то сделал – запустил – взорвал – исправил – снова запустил), как у Starship SpaceX не подходит, поэтому остается надеяться на себя и советские наработки.