Найти в Дзене
ТехноИнфо

Украинско-американская ракета Alpha Firefly: "Светлячок" для Пентагона

Оглавление

Успешный запуск ракеты Alpha Firefly 1 октября 2022 года на первый взгляд рядовое событие, если не считать того, что на рынке появилась новая сверхлегкая ракета-носитель. Firefly Aerospace – американская компания, основанная предпринимателем Максимом Поляковым и имеющая исследовательский центр в городе Днепр. Об украинском происхождении ракеты, а также о том, как она стала американской, западная пресса предпочитает умалчивать

Чем Alpha Firefly отличается от образцов конкурентов и зачем создавать “велосипед”, если соперники могут предложить не худшие образцы? Ракета в нынешнем состоянии способна выводить на высоту 300 км до 1000 кг полезной нагрузки, а модернизированный вариант – до 1400 кг. Стоимость запуска в $15 млн – это хороший показатель, который привлекает заказчиков.

-2

Первый запуск Светлячка

3 сентября 2021 года запуск двухступенчатой ракеты-носителя легкого класса Alpha Firefly с базы Space Force “Ванденберг” (штат Калифорния, США) завершился неудачей. В рамках сборной некоммерческой миссии FLTA001 DREAM планировалось вывести на орбиту 26 кубсатов и нетехнических полезных нагрузок. В целях безопасности тестового полета была выбрана ретроградная орбита высотой 300 км с наклоном орбиты 138°.

-3

Ракета-носитель, оснащенная кислородно-керосиновыми двигателями Reaver-1 и Lightning-1, начала капризничать утром 30 сентября (на эту дату был запланирован первый пуск). Однако двигатели ракеты отключились почти сразу после их запуска в результате штатной работы системы автоматического прерывания. В компании пояснили, что это нормально сработала система безопасности.

-4

3 сентября ракета все-таки взлетела, но полет ее пошел не по плану на третьей минуте еще до отделения ступеней. Произошла потеря управления и ориентации из-за остановки одного из четырех двигателей первой ступени, которая сопровождалась закрытием клапанов в топливопроводах. Ракета была подорвана системой FTS, полезная нагрузка утрачена.

-5

В погоне за деньгами Пентагона

1 октября 2022 года за несколько часов до старта Alpha Flight 2: To The Black американские космические войска объявили о выделении стартапу $17,6 млн в 2023 г на проект TacRS-3. Это целевое финансирование миссии “быстрого” тактического запуска в течение 24 часов.

-6

У “Светлячка” имеются все шансы победить в 2024 году в борьбе за контракт NSSL Phase 3. Государственная программа в сфере национальной безопасности США предполагает финансирование запуска на орбиту различной полезной нагрузки.

-7

Вторая фаза этого контракта была поделена в 2020 году между ULA и SpaceX. Теперь, чтобы не выглядеть бледно рядом с такими соперниками Firefly Aerospace нужно разработать собственный носитель MLV с грузоподъемностью свыше 13 тонн. Эту задачу стартап будет решать совместно с Northrop Grumman (один из ключевых подрядчиков Пентагона), о чем было объявлено в августе 2022 года.

Бизнес по-американски

В ноябре 2021 года Firefly Aerospace почти легально отобрали у украинского инвестора Максима Полякова, который продал свою половину компании за символическую сумму в $1. Такой поступок американского правительство объясняет “соображениями национальной безопасности”. Бизнесмену осталось только поплакаться в соцсетях, как его “кинули”. Сразу же после рейдерского захвата компании президентом Firefly Space Transport Services (дочерняя структура по маркетингу и продаже пусковых услуг госзаказчикам) был назначен Jason Mello, бывший полковник ВВС США.

Максим Поляков, бывший совладелец Firefly Aerospace
Максим Поляков, бывший совладелец Firefly Aerospace

Второй запуск “Светлячка” прошел штатно, но уже без Макса Полякова. Это событие вселяет уверенность в руководстве компании, что Firefly Aerospace сможет конкурировать с гигантами космической отрасли. Конечно, итерационный метод разработки (что-то сделал – запустил – взорвал – исправил – снова запустил), как у Starship SpaceX не подходит, поэтому остается надеяться на себя и советские наработки.