Можете закидать меня тапками, но я за то, чтобы девятиклассников кучей терминов не давить. Все эти бластулы, гаструлы и иже с ними годятся лишь на то, чтобы навсегда отвадить от биологии Ваню с последней парты, который откуда дети берутся, знает, а как они развиваются и отчего родятся не совсем правильными — не знает. Поэтому упор на здоровье во внутриутробном развитии, а не на бластуляции всякие)
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Помнится, в начале века гоняли нас на очные курсы на кудыкину гору (50 минут в метро с двумя пересадками после уроков — то еще удовольствие). Трясли пыльными конспектами годов так восьмидесятых и намекали, что мы должны под диктовку их записать. Так и не поняла, почему не раздать «студентам» ксерокопии, ну да ладно.
Так вот, самое передовое занятие на тех курсах содержало такой элемент. Сначала преподаватель буквально с комсомольским задором в глазах старался нас убедить, что мы, учителя биологии, даем на уроках слишком много терминов. (Ага, в программе их нет, а мы даем. Конечно!). Мы не спорили. Потом каждого из нас попросили назвать термин, на наш взгляд, излишний.
Критерием «лишности» стало количество упоминаний этого термина в дальнейших уроках. Например, термин «фотосинтез» вводится в 6 классе и развивается вплоть до 11. Нелишний. Требует уяснения, запоминания и применения. Термин «идиоадаптация» упоминается один раз и не развивается. Лишний. То есть упомянуть его можно и где-то даже нужно, но требовать от ученика оперирования этим термином не нужно.
Мы по очереди называли такие термины. Набралось около 20 штук. Обсудили, закрепили, «дали честное слово», что не будем ставить двоек за неумение оперировать «эндемиком», «хромосомными аберрациями», «гетерозисом» и другими вкусностями, которые мы насобирали из разных учебников.
Руки, что называется, пожали, и разошлись.
И что вы думаете?
Примерно через месяц приходит диагностика (в те времена она, кажется, называлась городской проверочной работой), в которой присутствует добрая половина наших «лишних» терминов!
Наверное, излишне упоминать, что курсы и диагностику проводила одна и та же контора.
Моему возмущению не была предела, но… мы люди подневольные.
Итак, тема «Онтогенез» содержит некоторое количество терминов, которые на дальнейших уроках не упоминаются или практически не упоминаются. Бластула, гаструла, нейрула, бластомер, бластоцель…
Я все это произношу в расчете на учеников посильнее, которым нужно больше. Но не требую применения.
Вот определение «онтогенеза» уяснить и запомнить неплохо бы. Хотя бы потому, что его вторая половина - «генез» - является второй половиной множества других терминов. И в дальнейшем понять, что такое «антропогенез», «овогенез» и прочая, уже не составит труда.
Делим онтогенез на периоды, проходимся по ним так, чтобы было понятно, но без зауми. При изучении дробления можно предложить ученикам выдвинуть гипотезы, почему клетки делятся, но не растут.
При изучении гаструляции можно предложить вопрос, какие животные заканчивают свое развитие на стадии гаструляции. «Мысленно дорисуйте гаструле щупальца».
Больше всего времени я уделяю факторам, которые могут нарушить правильный ход эмбрионального развития. Чтобы Ваня с последней парты понимал, что может спровоцировать пассивное курение его будущей беременной жены.
Постэмбриональное развитие в целом ученикам известно. Вспоминаем прямое и непрямое, с полным и неполным метаморфозом. Но упор делаем на вопросе: зачем так сложно, когда можно прямым?
А вы как подаете тему онтогенеза?